<<
>>

33. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМАВ РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.


Начало XVII в. получило в истории название Смутного времени. Для этого периода характерны политическая неразбериха, обострение социальных противоречий. Это проявилось в восстании под предводительством Ивана Болотникова.
Восстание Ивана Болотникова в 1606-1609 гг.
было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия Шуйского. Восстание проходило под лозунгами уничтожения бояр и присваивания их иму щества и земли. При этом присоединившимся к вос ставшим было обещано передать в собственность отнятое у знати.
ел
Восстание под предводительством Степана Разина проходило в 1670-1671 гг. и имело похожую програм му. Разин призывал к уничтожению бояр и всей струк туры управления государством. Сами же восставшие создавали свои органы власти по образцу казачьего самоуправления.
В конце XVII - начале XVIII вв. в России оформляет ся абсолютная монархия. Реформы Петра I частично ликвидировали устаревшие феодальные институты. Дворянство становится привилегированным сосло вием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.
Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русско го общества. Многие из мыслителей конца XVII - на чала XVIII вв. выступали с апологией абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они охотно использовали
теорию естественную права. В их числе был и свя щеннослужитель Феофан Прокопович (1681-1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обоснова ния сущности и насущности реформ Петра I.
Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение тру да. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответственен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. При этом послед ний вверяет ему абсолютную единоличную власть.
Прокопович отвергает демократическую и аристокра тическую формы правления. Он полагает, что только мо нархия отвечает потребностям государства. Он сравни вает избирательную и наследственную монархии. В этой связи он доказывает правомерность указа Петра I самому назначить наследника престола.
Абсолютная власть монарха означает его единолич ное право без всяких ограничений устанавливать нормы и обычаи во всех сферах жизни.
Василий Никитич Татищев (1686-1750) также выступает как сторонник теории естественного пра ва. Естественным для человека состоянием являет ся воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:
1 )по природе (власть родителей);
по договору (отношения найма между хозяином и слу гой);
по принуждению (рабство или невольничество). Первые две узды имеют отношение к происхожде нию и сущности государства. Власть монарха подоб на родительской. «Общенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, раз мера территории и состояния населения.
против накопления церковью чрезмерных материаль ных благ. Они призывали ее заботиться о духовном, а не о мирском состоянии.
Они считали, что священ нослужителям следует жить тем, что приносит им их собственный труд. Нестяжатели проводили идею и не которого ограничения царской власти. Они призыва ли государя советоваться со своими приближенны ми - князьями и боярами.
Власть царя, по Волоцкому, распространяется частично и на власть духовную. Царь оберегает и хра нит церковь и ее имущество, оберегает ее от ерети ков.
Идеологические доктрины при Иване IV Грозном приобретают светский характер. Основное содержа ние идеологического наследия содержится в чело битных письмах царю Ивана Пересветова и в пере писке Ивана IV с князем Курбским.
Андрей Курбский считает нормальным государствен ный порядок, основанный на участии в управлении боярского совета. Царю подобает быть главой, а со ветников своих любить. Государь должен делиться своими царскими думами не только с одними велико родными и правдивыми советниками. Князь Курбский допускает и народное участие в управлении.
Иван Грозный обвиняет бояр в похищении и при своении власти государя. Он возражает против всего политического образа мысли боярства. Самодержа вие - не только нормальный, но и исконный факт на шей истории.
Письма Пересветова являются резким политиче-ским памфлетом, направленным против бояр, в кото ром он восхваляется рядовое военно-служилое дво рянство. Пересветов негативно оценивает систему наместничества.
Все больше политический раскол на Руси находит свое выражение и в писаниях политических деяте лей. Киевский князь Владимир Мономах в «Поучении» своим сыновьям пишет о необходимости укрепления государственной власти. Он говорит о необходимо сти четко выстраивать взаимоотношения с другими князьями, заботиться о своих подданных. Княжеские добродетели - это храбрость в бою, забота об обез доленных, справедливость в судебных делах.
В «Слове о полку Игореве» описывается неудачный военный поход князя Игоря Святославича на кочев ников-половцев. В «Слове» проводятся идеи: 1 )о единстве интересов всех русских княжеств; 2)о необходимости сплотиться перед лицом внешне го врага.
Главной причиной бедственного положения Руси были междоусобные войны князей. Всем князьям нуж но забыть о корыстных интересах и совместными уси- ® лиями победить общего врага. В этом заключается подлинное предназначение княжеской власти.
Идеи «Слова о полку Игореве» получают свое даль нейшее развитие в «Молении Даниила Заточника». Ав тор призывает князя обратить свой взор на бедственное положение подданных, на произвол княжеской админи страции. Автор «Моления» поддерживает идею о необ ходимости сильной княжеской власти. Он видит опору общества в сильной власти князя. В «Молении» идеали зируется власть князя. Предполагается, что он думает о широких слоях населения, только приближенные не дают ему возможности взглянуть на царящие в обще стве несправедливости.
<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 33. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМАВ РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.:

  1. 37 ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ
  2. 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
  3. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  4. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.
  5. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  6. Испания в первой половине XVII в.
  7. Китай в первой половине XVII в.
  8. Развитие Англии в первой половине XVII в.
  9. Крестьянские восстания в первой половине XVII в.
  10. Глава 3. Франция во второй половине XVII-XVIII вв. Франция до конца XVIII в.
  11. ГЛАВА 32 ИСПАНИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  12. ГЛАВА 35 ФРАНЦИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  13. ГЛАВА 36 ИТАЛИЯ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  14. Корея в первой половине XVII в. Вторжение маньчжур
  15. 47. Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв
  16. Глава 11. Италия в XVIII - первой половине XIX в.
  17. Глава X КИТАЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  18. Перемирие 1609 г. Республика Соединенных провинций в первой половине XVII в