<<
>>

48. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ф. ВИЗЕРА

Фридрих фон Визер (1851–1926) – не менее именитый представитель австрийской школы, один из ближайших сподвижников Карла Менгера. Барон Ф. Визер, получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Пропаганда, совершенствование и популяризация учения австрийской школы осуществлялись Ф. Визером во всех его публикациях, включая такие, как «О происхождении и основных законах экономической ценности», «Естественная ценность» и «Теория общественного хозяйства».

К заметному вкладу Визера в экономическую науку следует отнести внедрение в научный оборот терминов «законы Госсена», «предельная полезность», «вменение».

В целом взгляды Визера во многом повторяют суждения его коллег по австрийской школе, но есть и предложенные им концепции и суждения. В их числе можно выделить:

1) способ определения суммарной полезности.

По его мнению, каждая единица запаса должна оцениваться на основе предельной полезности. Так что общая стоимость запаса будет исчисляться исходя из простого умножения предельной полезности на общее количество однородных единиц.

Такой способ определения суммарной полезности принято называть мультипликативным;

2) его суждение о том, что сумма всех долей дохода, вмененных данному сочетанию факторов производства, должна быть не больше и не меньше стоимости самого продукта. Другими словами, должно осуществляться совершенно пропорциональное распределение;

3) исследование чрезвычайно важной проблематики в рамках его «теории вменения дохода». Основное внимание в связи с этой проблематикой уделяется им характеристике категории «частная собственность» и вопросам частной организации хозяйства. Ф. Визер приходит к заключению, что частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования.

При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются:

а) необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ, с тем чтобы охранять свою собственность от других претендентов;

б) важность вопроса о «моем» и «твоем»;

в) правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.

Частную собственность Ф. Визер рассматривает в тесной взаимосвязи с проблемой частной организации хозяйства. По его мысли, частный хозяйственный порядок – единственная исторически оправдавшаяся форма крупного общественного экономического союза, опытом столетий доказавшая более успешное общественное взаимодействие, чем при всеобщем подчинении по приказу. Поэтому, признавая правомерность только частной экономики, он полагает, что общество не должно отклонять и права частного владения, в противном случае очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства так же эффективно, как это делают частные лица;

4) суждение о том, что политический и социальный климат, оказывающий влияние на персональное распределение, может изменить порядок распределения доходов, соответствующий функциональной теории.

<< | >>
Источник: Татарников Евгений Александрович. Шпаргалка по истории экономических учений. 2009

Еще по теме 48. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ф. ВИЗЕРА:

  1. 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
  2. 33. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО
  3. 47. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. БЕМ-БАВЕРКА
  4. Идея альтернативных издержек Ф. Визера
  5. ВЗГЛЯДЫ У. ДЖЕВОНСА, К. МЕНГЕРА, О. БЁМ-БАВЕРКА, Ф. ВИЗЕРА, Л. ВАЛЬРАСА
  6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П. Н. ТКАЧЕВА
  7. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ НА КАТЕГОРИЮ «ФИНАНСЫ»
  8. 13 ВОЗЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЮРИСТОВ
  9. 14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА
  10. 29 СОЛИДАРИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
  11. 25. СОЛИДАРИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
  12. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НЕОКАНТИАНСТВА
  13. 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения
  14. Глава 8СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НЕОКАНТИАНСТВА
  15. 7.3. Теоретические воззрения И. И. Кауфмана на природу денег и кредита
  16. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.