<<
>>

15. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ


Гуго Гроций (1583-1645) - нидерландский юрист, основоположник школы естественного права. Глав ное его сочинение - «О праве войны и мира».
Центральным тезисом Гроция является утвержде ние о социальном, а не божественном происхожде нии природы человека.
По Гроцию, существует 2 вида права:
естественное - устанавливается человеческим разумом.
Разум оценивает, может ли оно быть одоб рено или нет. Таким же образом люди оценивают свои поступки;
со
волеустановленное - берет свое начало от воли человека. Оно делится на право человеческое и пра во божественное. Первое включает в себя государ ственные установления и права народа. Религиоз ные предписания рассматриваются как божественное право.
Понятие справедливости связано с институтом частной собственности. Справедливость - воздержа ние от посягательств на чужую собственность.
Существование людей до возникновения государства обозначается как «естественное состояние». Оно харак теризовалось отсутствием четкого руководства (институ тов управления), прав частной собственности. Постепен но такие качества людей, как разумность и общительность, потребовали регулирования взаимоотношений. Важней шие элементы государства:
верховная власть, издающая законы;
правосудие;
чиновничий аппарат;
система налогообложения;
X 5) объявление войны и заключение мира.

Всеобщий носитель верховной власти - государ ство.
Различные формы государственного правления представляют собой результат коллективного дого вора между людьми.
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) из ложил свои основные политико-правовые идеи в ра ботах «Левиафан», «Бегемот или Долгий парламент».
По Гоббсу, от природы люди равны физически и интел лектуально. На способности влияет сам образ жизни и жизненные обстоятельства. Каждый человек поступает из эгоистических соображений, а не из любви к ближне му, но такова его природа. Поэтому желающие обладать одной вещью становятся врагами. Возникает «война всех против всех». Это - догосударственное состояние, кото рое основывается на естественном праве, на эгоисти ческих соображениях человека. Но людям присущ и ин стинкт самосохранения. Они заключают общественный договор, создавая государство. Стремление к миру - фун даментальный естественный закон. Он порождает кол лективное отчуждение части прав каждого в пользу госу дарства. Отказ совершается в пользу одного лица или группы лиц по договору. В результате люди оказываются связанными обязательствами, вынуждены выполнять за ключенные соглашения. Естественные права становятся всеобщими и обязательными.
Заключая общественный договор, люди переносят естественные права на государство. Оно является ответственным лицом за действия по выполнению общественного договора. Государство не связано гражданскими законами - само творит их. Оно не может передать власть. Гоббс отстаивает идею не обходимости сильного государства. Государственный идеал - верховная власть должна поощрять граждан ские инициативы. Цель законов - способствование их наибольшей самореализации граждан.
Мор не является апологетом индивидуальной сво боды. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.
Другой утопист, итальянец Томмазо Кампанел ла (1568-1639) изложил свои взгляды в произведе нии «Город солнца». Он рисует образ общества без частной собственности. Здесь каждый работает в со ответствии со своими природными задатками, труд также в почете. Забота по воспитанию и образова нию в городе солнца связаны с производительным трудом. Все это организуется и регулируется госу дарством.
Город солнца - совершенное государство. В нем господствуют философы-священники во главе с Ме тафизиком. Это - подчеркнуто социально однородное общество. Оно исповедует простую и рационализиро ванную религию и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют частная собственность и семья. Детей воспитывает государство. Всеобщий обязательный четырехчасовой труд гарантирует изобилие.
Хозяйственной единицей в городе солнца является не семья, а мастерская или бригада. Кампанелла воз ражает против применения рабского труда.
Но жизнь в городе солнца еще более регламенти рована, чем в Утопии.
Все носят одинаковую одежду, одинаково пита ются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись. В за висимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:
епyн:впасттие, фавлэниэ немногих;
фавление всего народа
В зависимости от целей государства и каче ства ихдостижения он вычленяет следующие типы:
монархию;
олигархию;
демократию.
Все три относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, прене брежению интересам и государства.
Макиавелли вырисовывает идеал из синтеза сущест вующих форм государственности. Республика должна явиться результатом согласования всехтрехгосудар- ^ ственных форм. Интересы правителя и народа должны г~ находиться в согласии. Тогда можно вести речь о благе государства. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола тол пы, и от не сдержанности правителя. Мудрость народа сосредото чена в законе.
Сущность республиканского строя лежит в компро миссе между народом и знатью. Аристократия необ ходима, так как из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступа ет своего рода гарантом неподкупности и соблюде ния закона.
Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введе ние диктатуры.
<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005 {original}

Еще по теме 15. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ:

  1. 19 АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  2. Русско-английские отношения в XVI—XVII вв.
  3. § 38. Английская революция XVII в.
  4. 1.АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА
  5. 17. И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  6. 21 И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  7. 5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  8. 4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  9. 38 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В
  10. 34. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
  11. Внешняя политика Испании в XVII в.
  12. Голландская Индия (Индонезия)
  13. "ГОЛЛАНДСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ"
  14. Внутренняя и внешняя политика Нидерландов в XVII в.
  15. Внешняя политика Цинов в середине XVII — конце XVIII вв.
  16. Возникновение Голландской колониальной империи.