<<
>>

26 АНАРХИЗМ П. ПРУ ДОН А, М. ШТИРНЕРА И М. БАКУНИНА

Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. - Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией.

Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта - каждый из них своеобразен.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель - подчинить человека. Государство - враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон призывает:

ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости.

Общественный идеал - общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости - упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок

капиталистического общества - несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 26 АНАРХИЗМ П. ПРУ ДОН А, М. ШТИРНЕРА И М. БАКУНИНА:

  1. 22. АНАРХИЗМ П. ПРУДОНА, М. ШТИРНЕРА И М. БАКУНИНА
  2. Анархизм
  3. М. А. Бакунин
  4. 62. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НАРОДНИЧЕСТВА. М. А. БАКУНИН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ
  5. ВОЗВРАЩЕНИЕ РАЗИНА НА ДОН И ОТНОШЕНИЯ ЕГО С ВОЙСКОМ
  6. НАШЕСТВИЕ ТУРЕЦКО-КРЫМСКИХ ВОЙСК НА ДОН И ВОЛГУ (1569 год)
  7. М.А. БАКУНИН Федерализм, социализм и антитеологизм
  8. Мысляева И.М.. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, - 360. – ( Высшее образование), 2007
  9. Цель государства всегда одна и та же — ограничить человека, приручить его, подчинить его, поработить его.Макс Штирнер.
  10. Контрольные тесты