Вопросы для повторения
1. Какие из известных вам неформальных институтов заслуживают легализации? В частности, какие существуют институциональные аргументы «за» и «против» легализации употребления наркотиков, проституции?
2. С каким из экономических институтов, возникших в результате импорта, вы сталкиваетесь в повседневной жизни? По какому из сценариев идет его развитие и чем это обусловлено?
3. В дискуссиях часто упоминается о существовании в истории России институтов, достойных воспроизведения в сегодняшних условиях. Что вы можете сказать о перспективах возвращения на законодательном уровне следующих норм, закрепленных еще в Русской Правде71: «Купец пользуется особыми правами на получение и выдачу в долг денег на торговые операции: при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой» (ст.
48). «Товар может быть оставлен на хранение и без свидетелей. При обвинении в утайке части оставленного товара хранителю для оправдания достаточно принести присягу, поскольку договор поклажи, хранения товара безвозмезден, рассматривается как благодеяние» (ст. 49 ) 72.4. Можно ли интерпретировать в качестве иллюстрации «эффекта исторической обусловленности развития» установку большинства россиян на государственные гарантии социальной и медицинской защиты? Эта установка отражается, например, в преобладании среди россиян согласных с утверждением «В справедливом обществе у каждого гражданина есть право на бесплатное образование и медицинское обслуживание» и несогласных с утверждением: «Государство не может нести ответственность за каждого гражданина, каждый должен заботиться сам о себе»73.
5.
В марксистской теории революции ключевым понятием является диалектика производительных сил и производственных отношений. Вот как, к примеру, объясняет Э. Че Гевара природу кубинской революции: «Если мы исходим из конкретного факта, что революция может произойти только при наличии основных противоречий между развитием производительных сил и производственных отношений, мы должны признать, что на Кубе такой факт имел место; мы должны признать также, что этот факт придает Кубинской революции социалистический характер даже при том, что объективный анализ показывает, что целый ряд сил находится еще в зачаточном состоянии»74. Как подобная логика соотносится с аргументами современной институциональной теории?Основная литература
Ахыезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.
Норм Д.С. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение/yTHESIS — Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. № 2.
Олеынык А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход//Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12; 1998. № 1 (отдельная брошюра с аналогичным названием была выпущена в 1997 г. московским издательством «Магистр»).
Дополнительная литература
Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. M.: Ad Marginem, 1996.
Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. M.: Catallaxy, 1995. Гл. 6. С. 235-248.
Baclie В. L'Etat importe. Essai sur Poccidentalisation de l'ordre politique. Paris: Fayard, 1992.
Cornel S., Kalt J. Where Does Economic Development Really Come From? Constitutional Rule Among the Contemporary Sioux and Apache//Economic Inquiry. 1995. Vol. XXXIII. July.
Еще по теме Вопросы для повторения:
- Вопросы для повторения 1.
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения