<<
>>

1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход, капитал

Маловероятно, что человек будет хорошим экономистом, если он ни­чем, кроме экономики, не занима­ется.

Дж. С. Милль

Логика анализа фундаментальных экономических понятий обусловлена их взаимосвязями, представленными на рис.

\. \. \.

Потребность человека — ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо.

Комментарий 1. Мы исходим из того, что понятие потребно­сти является исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утвер­ждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удов­летворением потребностей». Этими словами начинается статья Эйнштейна «Наука и религия», опубликованная в 1930 г. [Эйн­штейн. С. 28]. Очень близким к понятию потребности является понятие желания, которое Б. Спиноза определил так: «Желание есть самая сущность человека» [Спиноза. Т. 1. С. 380]. На осно­ве этого понятия в «Этике» определены остальные 47 аффектов (удовольствие, любовь, отвращение, преданность, надежда, страх, тоска, честолюбие, чревоугодие, скупость и др.) [Там же.

С. 381-390].

Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чего-либо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чему-либо, например к славе, власти, творче­ской деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по срав­нению с существующими.

Рис, 1.1.1. Система исходных понятий экономических наук

Комментарий 2. Аристотель делил потребности на телесные и духовные.

После него были предложены десятки классификаций потребностей, некоторые из которых мы рассмотрим в третьей главе. На данном этапе нашего анализа ограничимся делением множества потребностей человека на пять видов: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.

Материальными (или телесными по Аристотелю) назовем по­требности в пише, одежде, жилье, транспорте, безопасности, а также в развлечениях[2]; социальными — в общении и совместной деятельности; интеллектуальными — в знаниях, научном и тех­ническом творчестве; эстетическими — в красоте, гармонии, ху­дожественном творчестве; духовными — в нравственном совер­шенствовании, честности, доверии, помощи другим людям, люб­ви к Богу.

Интеллектуальные, эстетические и духовные потребности со­ответствуют классической триаде: истина, красота, добро. Наде­жды на совершенствование человека и мира Спиноза связывал с поисками истины1. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Иисус Христос, Будда, Владимир Соловьев, Альберт Швейцер уповали на силу добра. Тенденции развития цивилиза­ции показывают, что человечество еще не сумело реализовать призывы великих философов и пророков.

Комментарий 3. Степень удовлетворения материальных, ин­теллектуальных, эстетических и социальных потребностей чело­век осознает благодаря находящимся в мозгу центрам голода, жа­жды, холода, гнева, плача, сексуального влечения и т. д. Совре­менной медицине известны координаты расположения центров, соответствующих всем потребностям человека, кроме духовных. В частности, неизвестно, где находится центр совести. Неизвест­но даже, существует ли такой центр. Сегодня, как и двести лет тому назад, справедливы слова И. Канта: «И чем дольше я раз­мышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо над головой и нравственный закон во мне» (цит. по: [Таранов. Ч. 2. С. 332]).

Благо — то, что может удовлетворить потребности человека.

Комментарий. Многообразие благ может классифицироваться по различным признакам.

По происхождению (источнику) блага делятся на природные и произведенные (созданные человеком).

«зрелища» можно потреблять непрерывно, с доставкой на дом и почти бес­платно. Впрочем, эта бесплатность — кажущаяся. В ценах на «хлеб» учтены затраты не только на необходимые многим телевизионные детективы и мыльные оперы, но и на ненавистную рекламу, которую нам впихивают в глаза и уши не только дома, но и на улице, в транспорте, на стадионе — вез­де. По официальным данным, затраты на рекламу составляют около полови­ны розничной пены жвачки [Известия. 2001. 9 авг.]. По-видимому, близки к этому доли затрат на рекламу сигарет, кока-колы, пива и т. п. О масштабах рекламного бизнеса и его негативном влиянии на социальные отношения можно судить по роману «99 франков» французского писателя Ф. Бегбедера [Бегбедер].

1 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» [Спиноза. Т. 1. С. 218].

По назначению в соответствии с видами потребностей целесооб­разно выделить пять видов благ: материальные, социальные, ин­теллектуальные, эстетические, духовные.

Материальные блага (пища, одежда, жилище, развлечения и т. п.) обеспечивают удовлетворение физиологических потребно­стей человека. Интеллектуальные блага (знания, умения, навыки) направлены на развитие человека, приспособление его к измене­ниям окружающей среды, рост уровня жизни. Социальные блага (уважение окружающих, доверие, дружба, любовь, слава, власть и т. п.) создают условия для совместной деятельности людей. Ду­ховные блага (традиции, обычаи, ритуалы, религиозные и фило­софские системы) являются основой психического (душевного) здоровья людей и взаимоотношений между ними. Эстетические блага могут быть как природными (красота ландшафта), так и соз­данными человеком. Много веков основным производителем эс­тетических благ было искусство, которое в последние десятилетия становится все более развлекательным, следуя афоризму Пушкина «все жанры хороши, кроме скучного».

Однако первый из поэтов России создавал не только эстетические, но и духовные блага («...чувства добрые я лирой пробуждал»). Для современного искус­ства это не характерно. Оно производит, в основном, развлека­тельные блага (боевики, эротику, шлягеры, рекламу и др.). Что же касается духовности, то в последние десятилетия все более замет­ной становится направленность искусства на пробуждение недоб­рых чувств. Причина, говоря словами поэта Б. Слуцкого, не в «в мировом законе», а «в сухом расчете»: ориентация на недобрые чувства в наши дни приносит больше материальных благ[3]. Объем производства так называемой индустрии досуга (киностудии, ТВ, театры, профессиональный спорт, беллетристика и т. п.) намного превышает затраты на продукты питания, т. е. население развитых стран тратит на «зрелища» больше, чем на «хлеб». При этом в за­траты на «хлеб» из-за рекламы входит и часть затрат на «зрелища».

Как видно из приведенных соображений, деление благ на ма­териальные, социальные, интеллектуальные, духовные и эстети­ческие достаточно условно. Можно определенно говорить лишь о преобладании того или иного блага при удовлетворении потреб­ностей человека.

Ресурсы — то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведен­ными человеком.

Комментарий 1. Природные ресурсы важны прежде всего как основное условие существования человека. К характеристикам природных ресурсов, в частности, относятся: физико-химические параметры воздуха, воды и земли, толщина озонового слоя, про­зрачность атмосферы, уровень радиации, эстетика ландшафта, площадь Земли, приходящаяся на одного жителя, запасы полез­ных ископаемых.

Комментарий 2. Хотя человек является частью природы (на этом особенно настаивали Б. Спиноза[4] и Ж. Ж. Руссо), целесооб­разно выделить людей как особый вид ресурсов. Только человек способен преобразовать природные ресурсы в блага, а также в та­кие виды ресурсов, которых нет в природе.

Комментарий 3. Произведенными мы называем природные ресурсы, целесообразно преобразованные человеком.

Комментарий 4. Значимость ресурсов определяется по отно­шению к конкретным характеристикам природы, человека, изде­лия, вещества. Примерами могут быть: плодородие земли, твор­ческие способности человека, мощность двигателя и т. д.

Эффективность — соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами, которые в конечном счете определя­ются количеством и качеством произведенных благ.

Комментарий 1. Истоки приведенного определения можно найти у Ксенофонта, Аристотеля и других античных авторов в их работах по рациональному ведению домашнего хозяйства. С со­временных позиций анализ эффективности как соотношения за­трат и результатов наиболее основательно выполнен В. В. Ново­жиловым. Поэтому приведенное определение предлагается назы­вать эффективностью по Новожилову. Все другие определения эффективности, в том числе эффективность по Парето, являются частными случаями определения эффективности по Новожилову.

Комментарий 2. Термин «соотношение» в определении эффек­тивности трактуется весьма широко и не сводится к операции де­ления.

Норма — правило или величина, служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ре­сурсов.

Комментарий 1. Нормы могут быть двух видов: нормы-прави­ла и нормы-величины. Норма-правило — это утверждение, опре­деляющее требования, которые должны соблюдаться в отноше­ниях между людьми и организациями. Норма-величина — это число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции, или допустимый уровень воздействия на природу и человека.

Комментарий 2. Одной из форм выражения норм-правил яв­ляются законы, устанавливаемые государством.

Качество жизни — степень удовлетворения потребностей чело­века, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по субъективной оценке благопо­лучия.

Комментарий. Понятие качества жизни анализируется в раз­деле 2.2.

Социально-экономическая система — множество межличност­ных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов.

Комментарий 1. Примерами социально-экономических систем являются: автомобильный завод; банк; киностудия; театр; госу­дарство; монастырь. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы. В аспек­те технологии автомобильный завод — это техническая система; для эколога — это один из источников загрязнения природы; тот же завод можно рассматривать как социально-экономическую, эстетическую и т. п. системы. Другой пример — монастырь. Яс­но, что это прежде всего система, создающая духовные блага. Но с позиции обмена этих благ на материальные ресурсы верующих монастырь можно рассматривать как социально-экономическую систему.

Комментарий 2. Социально-экономические системы могут быть двух видов: рынки и организации.

Рынок — это система добровольного обмена благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации.

Комментарий. А. Смит писал о согласовании действий людей «невидимой рукой» рынка, который можно назвать управляющей средой.

Организация — система из двух и более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной систе­мы или системы, частью которой является данная система.

Комментарий 1. Примеры организаций: государство, предпри­ятия, домашние хозяйства, профсоюзы, политические партии.

Комментарий 2. В отличие от рынка организация управляется «видимой рукой». Как правило, это отношения иерархии, типич­ные для государства и большинства предприятий. Но возможно и неиерархическое управление. Например, некоторые домашние хозяйства существуют, говоря словами Б. Окуджавы, «под управ­лением любви».

Собственность — блага и ресурсы, принадлежащие человеку или социально-экономической системе на основе установленной законами системы прав владения, пользования, наследования и др.

Понятие труд имеет два существенно различных значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид эко­номических ресурсов.

Труд как процесс — вид деятельности человека по производст­ву благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и дру­гого.

Комментарий. Традиционными для экономической науки яв­ляются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стрем­ления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвраще­ние» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

Очевидно, что утверждение И. Бентама и аналогичные ему нельзя отнести к труду поэта, композитора, ученого, изобретате­ля, священнослужителя, т. е. к труду тех людей, для которых сам процесс производства интеллектуальных, эстетических и духов­ных благ является средством удовлетворения потребностей в творчестве и духовном совершенствовании.

В современных условиях, когда труд ученых, изобретателей, деятелей искусства производит основную часть богатства циви­лизованных стран, сохранение бентамовского подхода к опреде­лению трудового процесса становится абсолютно неприемлемым.

Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможно­сти участия человека или группы людей в процессах производст­ва благ и ресурсов. Эти возможности целесообразно определять как трудовой потенциал. Указанные аспекты понятия «труд» ана­лизируются в разделе 1.2.

Доход — мера возможности приобретения благ в результате использования одного или нескольких ресурсов.

Капитал — ресурс в форме запаса, который является источни­ком дохода человека или организации.

Комментарии 1. «Адам Смит говорил, что капитал человека — это та часть его имущества (Stock), из которой он рассчитывает извлечь доход. Почти каждое известное истории применение тер­мина «капитан» более или менее близко соответствовало парал­лельному применению термина «доход» [Маршалл. Т. 1. С. 139].

Комментарий 2. Капиталом может быть земля (природный ка­питал), знания и умения (человеческий капитал), станки (техно­логический капитшт), взаимоотношения людей (социальный ка­питал).

Как видно из рис. 1.1.1, в системе фундаментальных понятий экономической теории центральными являются понятия качест­ва жизни и эффективности.

<< | >>
Источник: Генкин Б. М.. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М. : Норма, — 448 с.. 2007

Еще по теме 1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход, капитал:

  1. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  2. Раздел II.ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  3. Расчет потребности в финансовых ресурсах и эффективность проекта
  4. 47. Понятие и элементы качества жизни
  5. 3. Эффективность и качество экономического роста
  6. 1.4. Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов
  7. Доход на собственный капитал
  8. Развитие социальной среды организации и повышение качества трудовой жизни
  9. Тема 2. Экономические потребности, блага и ресурсы. Производство благ 2.1.
  10. Понятие собственного капитала
  11. Экономическое содержание собственного капитала
  12. Понятие и элементы собственного капитала
  13. 2.1.Экономические потребности и блага: понятия, классификация
  14. Факторный анализ экономической отдачи собственного капитала
  15. Собственность, труд, производство