<<
>>

1.5. ФЕНОМЕН АНТИГЛОБАЛИЗМА

Рассмотрение современных нам процессов глобализации было бы неполным без обсуждения такого феномена негативного восприятия процессов глобализации, как антиглобализм.

Антиглобализм — относительно новое, не до конца оформив­шееся и изученное явление.

Антиглобалистское движение — до­статочно широкое и Неоднородное, эклектичное по составу международное общественное движение, объединенное неприя­тием либо самого процесса глобализации, либо его форм, нега­тивных последствий и рисков для населения мира. Многие сторонники антиглобализма не доверяют глобализации, так как считают, что распространяющаяся вместе с ней западная (прежде всего американская) культура лишает целые народы и государства их национальных и культурных особенностей, разрушает фунда­мент самоидентификации незападных социумов. Так, целями антиглобалистского движения становятся защита националь­ных традиций, борьба со стандартизацией в сфере потребления, с растратой планетарных ресурсов развитыми странами. Таким образом, антиглобализм включает различные ветви с различающи­мися целями и способами действий.
В рамках антиглобалистского движения можно встретить и откровенно экстремистское, ради- кально-анархистское направление (те, кто проводит погромы в городах, где проходят саммиты международных экономических организаций и встречи лидеров «большой восьмерки»). Действия именно этого направления обычно оказываются на виду мировой общественности, на экранах телевизоров и лентах информа­ционных агентств. Если все же вынести экстремистов за скобки и попытаться сосредоточиться на содержательной стороне анти­глобализма, можно сделать следующие выводы.

Социальная база широкого антиглобалистского движения достаточно широка и включает различные союзы, ассоциации и неправительственные институты, профсоюзные, экологические, молодежные и другие общественные организации.

Существование негативной реакции широких слоев населения на процессы глоба­лизации признал даже Генеральный секретарь ООН К. Аннан, заявив в своей речи в сентябре 1998 г., что «растут возмущение и сопротивление, ощущение, что глобализация — фальшивый бог, навязываемый более слабым странам капиталистическим центром». Считается, что инициатором антиглобалистского движения стала французская организация АТТАС (АТТАК), сформировавшаяся в 1998 г. вокруг идеи введения налога на трансакции на мировом финансовом рынке в размере 0,1% от величины сделок, поступ­ления от которого можно было бы использовать на благо развития мирового социума. {Сама идея налогообложения подобных транс­акций, правда, с иным обоснованием необходимости этого, была высказана еще в 1972 г. лауреатом Нобелевской премии по эконо­мике проф. Дж. Тобиным и получила его имя — «налог Тобина».)

Все антиглобалисты вполне справедливо отмечают существен­ные риски, издержки глобализации, которые оказываются в боль­шей степени чувствительными именно для менее развитых эконо­мик — развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Вполне справедливо они указывают на продолжающееся в усло­виях глобализации расслоение мирового населения по социаль­но-экономическим критериям, на усиливающееся социально-эко­номическое неравенство в мире. Справедливы также упреки в том, что на международном/наднациональном уровне, на мировых финансовых и товарных рынках не существует действенных ме­ханизмов общественного контроля за ними, механизмов нейтра­лизации глобальных провалов рынков и обеспечения населения планеты глобальными общественными благами, а хаотичное про­текание глобализационных процессов угрожает не только финан­совыми и экономическими кризисами, но и демонтажем систем обеспечения населения общественными благами (услуги образо­вания, здравоохранения, экологическая безопасность, политика поощрения занятости и др.). И в этом отношении претензии антиглобалистов вполне справедливы.

Но не правы антиглобалисты тогда, когда они выступают против процессов глобализации вообще, не приемлют ее в любых проявлениях.

Глобализация — это вытекающий из логики всей предшествующей эволюции мировой экономики закономер­ный результат развития процессов интернационализации хозяй­ственной жизни. И потому следует бороться не против глобализа­ции, а против доминирующей на настоящий момент и претворяемой в жизнь ведущими развитыми странами, прежде всего США, и меж­дународными экономическими организациями неолиберальной модели ее осуществления. В рамках неолиберальной модели рост взаимозависимости национальных экономик, интенсификация международной торговли и межстранового движения капитала сочетаются с активным дерегулированием, ограничением участия государства в экономике, демонтажем механизмов общественного контроля за экономическими процессами. Во многих случаях имен­но неолиберальная практика глобализационных процессов ответ­ственна за риски и издержки глобализации, а также ограниченные способности и возможности социумов улавливать данные риски и минимизировать возникающие издержки.

В этой связи представляется оправданным движение за изме­нение неолиберальной модели глобализационных процессов, ее трансформацию в направлении социально ориентированной гло­бализации, происходящей под демократическим контролем со стороны общества, придание ей «человеческого лица». Как спра­ведливо отмечают некоторые представители развивающихся стран, мы не против глобализации, мы хотим больше и более справед­ливой глобализации1.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «глобализация». Что включается в данное понятие?

2. Назовите и охарактеризуйте движущие силы глобализации.

3. Каковы основные тенденции процесса глобализации?

4. В чем заключается противоречивость процесса глобализации?

5. Каково распределение выгод от глобализации?

6. Охарактеризуйте феномен антиглобализма и определите его корни.

<< | >>
Источник: Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой, канд. экон. наук, доц. A.B. Бойченко. Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, - VIII, 376 с. - (Учебни­ки экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).. 2006

Еще по теме 1.5. ФЕНОМЕН АНТИГЛОБАЛИЗМА:

  1. Феномен Японии
  2. 2. Инфляция как денежный феномен
  3. Феномен скупости
  4. Феномен мотивации
  5. ФЕНОМЕН ВОСТОКА
  6. Глава I. ДЕМОКРАТИЯ КАК МЕЖФОРМАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН
  7. Феномен развивающихся стран и традиционный Восток
  8. § 1. Феномен общественного мнения
  9. Организация как феномен
  10. Феномен средневекового города.
  11. Секуляризация как социокультурный феномен