<<
>>

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становле­ния экономической теории как науки. По словам Гете, историчес­кую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Понимание насто­ящего без прошлого чревато ошибками.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мысли­телей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — ко­лыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские “Законы Ману” (IV— III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

В трудах древнекитай­ских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физи­ческого труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слоев, а второй — уделом “простолюдинов”, основную массу кото­рых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказыва­лась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей — Ксенофонта (430— 354 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—

322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исход­ные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах “Домострой” и “Экономикос” он рас­крыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сей­час, понимании, а в широком — как рабовладельческое хозяйство.

Сегодня изменилось и понимание термина “экономика”. Счита­ется, что этот термин изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: “ойкос” (дом, хозяйство) и “номос” (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод пра­вил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял “экономи­ку” (естественная хозяйственная деятельность, связанная с произ­водством продуктов) и “хрематистику” (искусство наживать богат­ство, делать деньги).

Термин “экономика” в современных условиях имеет следующие значения:

1) народное хозяйство данной страны или его часть, включаю­щая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

2) исторически определенная совокупность экономических отно­шений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производи­тельных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельнос­ти людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономи­ка, политическая экономия), некоторых условий и элементов про­изводства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (эконо­мика животноводства, образования и т.п.).

Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то экономика — это хозяйственная система, обеспе­чивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Аристотель — первый экономист, ученик Платона, учитель Алек­сандра Македонского. Наиболее известны его две работы “Этика” и “Политика”. Его заслуги заключаются в том, что он первым вы- \ делил отдельные категории экономической теории, поставил воп­рос о сравнимости всего, что “подвергается обмену”, стремится найти закон образования и изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о по­лезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов и др. В свя­

зи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд счи­тался неприличным для свободного гражданина, продукт он оце­нивал только с позиций полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116—27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Калу- меллы (I в. н.э.), Сенеки (4—65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99—55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение ра­бовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах “О земледе­лии” и “Системе уроков” утверждает, что рабы должны трудиться постоянно — и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурально­го довольствия. Марк Теренций Варрон — сторонник мягкого при­нуждения к труду (его работа “Сельское хозяйство”), а Юний Мо- дерат Калумелла (его работа “О сельском хозяйстве”) признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные воз­можности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами (“Институции” Гая, Кодексы Грегория и Гер­могена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигес- ты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по при­роде равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: “Они рабы. Но они люди”. Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам че­рез вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый про­стой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: “Если кто не хочет трудиться, тот не ешь”. Прин­цип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.).

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматрива­ли экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. В то время в экономике превалиро­вал нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррацио­нальный (мифотворческий) — над рациональным (научным). По­зднее идея равенства и справедливости в отношениях между людь­ми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) об­мена товаров, идея частного труда — в. обоснование буржуазного предпринимательства.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представ­ляли собой систематизированное учение об экономике (см.

схему 1.1).

Схема 1.1

I ИСТОКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Конфуций (Кун-Цзы) (551-479 гг. до н.э.)

Мен-Цзы (372—289 гг. до н.э.) Сюнь-Цзы (III в. до н.э.)

ИНДИЯ

“Законы Ману” (IV—III вв. до н.э.) Трактат “Артхашастра”

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Ксенофонт (430—354 гг. до н.э.)

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

ДРЕВНИЙ РИМ

Марк Порций Катон старший (Цензор) (234—149 гг. до н.э.) Марк Теренций Варрон (Реатинекий)

(116—27 гг. до н.э.)

Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.) Калумелла (I в. до н.э.)

Сенека (4—65 гг. н.э.)

ХРИСТИАНСТВО

Апостол Павел (I в. до н.э.)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Разделение “умственного”

и “физического” труда.

2. Выделение “высших” и “низших” слоев общества.

3. Освобождение от рабства.

4. Всеобщее равенство.

5. Право частной собственности на землю.

1. Общественное разделение труда.

2. Выделение “выс­ших” и “низших” слоев общества.

1. Основа оценки блага — полезность.

2. Соизмерение благ на основе полезнос­ти, а не труда.

3. Физический труд непрестижен.

4. Эквивалентность обмена.

5. Термин — “эконо­мия”: “ойкос” — дом, хозяйство, “номос” — учение,закон.

1. Разделение труда: патриции, плебеи.

2. Фактическое разложение рабства.

3. Источник богат­ства — ростовщиче­ство, торговля.

4. Физический труд непрестижен.

5. Трактат “О земле­делии”, содержащий сведения об органи­зации рабовладель­ческих поместий.

1. Источник богат­ства — труд.

2. Социальная справедливость: “Кто не хочет тру­диться, тот не ешь”.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, рас­ширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денеж­ного обращения. На эти процессы экономическая наука откликает­ся появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению ис­точника происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первы­ми заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправиль­но, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо “меркантильный” в переводе означает “денежный”. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение де­нежного богатства чисто законодательным путем. Так, англичанин У.Стаффорд (1554—1612) в своем памфлете “Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников” (1581) отмечал, что решение многих экономических проблем ос­новано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а по­купать меньше.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая по­литика протекционизма, направленная на защиту, ограждение на­циональной экономики от конкуренции со стороны других госу­дарств путем введения таможенных барьеров, ограничений про­никновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т.Ман (1571— 1641), А.М. де Ваттевиль (1575-1622), Г.Скаруффи (1519-1584), Д.Норе (1641-1691), Д.Юм (1711-1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.

Т.Ман — английский экономист, став купцом и нажив солид­ное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: “Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией” и “Богатство Ан­глии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства”. В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова “торговля” и “эко­номика” считались почти однозначными. Т.Ман главным видом ка­питала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его де­нежной формой, а источником обогащения признавал лишь тор­говлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

А.Монкретьен де Ваттевиль — простолюдин, его отец был апте­карем. Экономический советник, градоначальник с 1617 г. — поэт, мятежник, дуэлянт, прожил бурную, полную приключений жизнь подобно героям романа А.Дюма “Три мушкетера”, был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обес­смертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин “полити­ческая экономия”. С выходом в свет его книги “Трактат по полити­ческой экономии” (1615) экономическая теория более 300 лет раз­вивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от греческого слова “политейя” (дос­ловно переводится как законы хозяйствования в рамках государ­ства в целом, а не отдельного рабовладельческого или городского хозяйства, как у Аристотеля). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государ­ства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, “глав­ной целью различных ремесел” и лучшим способом приобретения могущества государства. АМонкретьен видел разницу между день­гами и богатством, благосостоянием. “Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предме­тов, необходимых для жизни и для одежды...” Он был противни­ком роскоши, которая, по его словам, “для государства чума и роковое разорение”.

Литература меркантилизма носила главным образом эмпиричес­кий, практический характер. В то время в экономической науке по­зитивный подход вытеснил нормативный.

Особое место в развитии экономической теории как науки за­нимают У.Петти (1623—1686) в Англии и П.Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркан­тилистов к классической (подлинной) науке — политической эко­номии. Работы У.Петти — “Трактат о налогах и сборах” (1662), “Слово мудрым” (1665), “Политическая арифметика” (1646), “Кое- что о деньгах” (1682). Последнюю работу Ф.Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У.Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Изве­стно его изречение: “Труд есть отец и активнейший принцип бо­гатства, а земля — его мать”. П.Буагильбер также предпринял по­пытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник бо­гатства в сфере производства.

Новое направление в развитии политической экономии пред­ставлено физиократами, которые являлись выразителями интере­сов крупных землевладельцев. Термин “физиократы” образован от греческих слов и кгаШ и дословно означает “власть природы”. Главным представителем и основателем этого направления был

Ф.Кенэ (1694—1774). Он родился в семье крестьянина, занимавше­гося торговлей, получил отличное медицинское и юридическое об­разование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф.Кенэ написал главный свой труд по политической экономии “Экономические таблицы” (1758), в которой сделал ге­ниальную попытку анализа общественного воспроизводства с по­зиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в зем­леделии, а именно превышение произведенного продукта над по­требленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вок­руг Ф.Кенэ группировались талантливые ученики и сторонники:

В.Р.Мирабо-старший (1715—1789), Дюпон де Немур (1739—1817), А.Р.Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А.Смита (1723—1790) и Д.Рикардо (1772—1823).

А.Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском го­родке Керколди в семье главного контролера таможни. Он* получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фун­даментальные знания по философии, политическим наукам, мате­матике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — ’’Теория нравственных чувств”.

А.Смит вошел в историю экономической мысли как основопо­ложник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выраже­нию некоторых биографов, план — дать миру теорию социально- экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1777). Систематизировав в этой книге всю сумму накоп­ленных к тому времени экономических знаний, А.Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в его учении — идея либерализма, минимального вмешательства государства в эконо­мику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, скла­дывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономи­ческие регуляторы он называл “невидимой рукой”. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производитель­ного труда как создателя стоимости, показал значение обществен­ного разделения труда как условие повышения его производитель­ности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало настоль­ной книгой ученых-экономистов Запада.

Д.Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное со­стояние, отошел от коммерческой деятельности, будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд — “Начала политической экономии и налогового обложения” (1809—1817). Он показал: единственным ис­точником стоимости является труд рабочего, который лежит в ос­нове доходов различных классов (заработной платы, прибыли, про­цента, ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабо­чего. А.Смит сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тен­денцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм диффе­ренциальной ренты. Заслуга Д.Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдер­жать монистический принцип ему не удалось, и на смену монисти­ческой концепции приходит плюралистическая концепция факто­ров производства, фактически подорвавшая трудовую теорию сто­имости.

На ошибки классической школы неоднократно указывали рус­ские экономисты в конце XIX — начале XX в. Так, В.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсо­лютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и наро­дов, свои принципы (эгоистические интересы и свободная конку­ренция) — вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений и тем самым теряла способность к ис­торическому анализу и развитию. Крупным недостатком классичес­кой политэкономии было игнорирование роли государства в хо­зяйственной жизни. Его источник понятен: ненавидя абсолютную монархию, классики невольно приуменьшали значение государ­ственного регулирования хозяйственнных отношений.

Последователи классической политической экономии Р.Торренс, Дж.С.Милль, Д.Р.Мак-Куллох и противники Д.Рикардо — Т.Р.Маль- тус, С.Бейли, Н.У. Сениор по существу осуществили переход от теории стоимости к теории спроса и предложения. Теория цены у них вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства — трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций — теоретические абстракции.

Определенным этапом эволюции мировой экономической мыс­ли стали труды швейцарского экономиста и историка Ж. де Сис- монди (1773—1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — “Новые начала политической экономии” (1819), где он выступил с крити­кой экономического механизма капиталистического общества. В центр своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совер­шенствовании социального механизма ради счастья человека.

Идею создания нового общества, понимая его каждый по-свое­му, выдвинули социалисты-утописты А.К.Сен-Симон (1760—1825), Ш.Фурье (1772-1837) - Франция, Т.Мор (1478-1535), Р.Оуэн (1771—1858) — Великобритания, Т.Кампанелла (1568—1639) — Ита­лия. Они выступали с критикой существующего строя и требовани­ями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия противоположностей меж­ду умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализ­мом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Они были в ос­новном за эволюционное развитие общества.

Опираясь на высшие достижения классической школы полити­ческой экономии, Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) создали теоретическую концепцию, получившую обоб­щенное название марксизм. Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.ИЛениным (1870—1924), а также русскими и советскими экономистами вплоть до 80-х годов XX в.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет со­бой всестороннее исследование законов развития капиталистичес­кого общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя пред­ставлена совокупностью социалистических принципов: обществен­ная собственность на средства производства, отсутствие эксплуата­ции наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и пол­ная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Необходимо отметить, что впервые попытка рассмотреть капи­талистическое богатство с позиции пролетариата была предприня­та социалистами-рикардианцами (Т.Годскин, У.Томпсон и др.). К.Марксом и Ф.Энгельсом она была осуществлена более последо­вательно и глубоко.

К.Маркс — немецкий мыслитель-энциклопедист, родился в се­мье адвоката. Отличаясь большой работоспособностью и увлечен­ностью, К.Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Фи­нансовую поддержку он получал в основном от родителей жены, баронессы фон Вестфален, и своего друга и соратника Ф.Энгель- са, потомственного фабриканта. С именем К.Маркса связана по­пытка людей построить общество без частной собственности на сред­ства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К.Маркса — “Капитал” (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс называл “Капитал” библией рабочего класса. Несмотря на сложный язык и некоторые несоответствия отдельных положе­ний теории реальной жизни, на которые указывал Ф.Энгельс, это произведение можно отнести к шедеврам экономической науки. Главные открытия, сделанные К.Марксом: было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций; были раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречие, исторически переходящий характер капитализма как формации; были разработаны теория воспроизводства и экономи­ческих кризисов, цены производства, учения о двойственном ха­рактере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной рен­ты, наемного труда; была дана общая характеристика капиталисти­ческой эксплуатации.

Догматическое изложение главных идей марксизма при попыт­ке построить социалистическое общество в отдельных странах ока­зало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков, один из которых — то, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практи­ческие рекомендации для процветания общества в настоящем ока­зались на заднем плане.

Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных после­дователей среди известных западных экономистов. В то же время мар­ксизм подвергался и подвергается сейчас самой суровой критике.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория мар- жинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийс­кой школы К.Менгер (1840—1921), Ф. фон Визер (1851—1926), Е. фон Бём-Баверк (1851—1914), а также английский экономист У.С.Джевонс (1835-1882).

Маржинализм (от англ. marginal — предельный) — это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяй­ствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи — использования предельных (шах или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует ас­пект ценообразования в связи с эффективностью потребления про­дуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потреб­ности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличие от затратной концепции). Главные категории маржинализма: пре­дельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок теория объясняет из­держки производства, спрос, предложение, цены. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-ма­тематические методы и модели.

Одним из широко известных теоретиков математической шко­лы является JI.Вальрас (1834—1910), швейцарский экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой — анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. Последователи этой экономической школы рассматривали рыноч­ную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. По мнению экономи­стов-математиков, составляющими рыночной системы являются рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму сво­его существования, т.е. экономическому успеху.

С критикой марксизма в 1899 г. выступил Э.Бернштейн (1850— 1932). В книге “Предпосылки социализма и задачи социал-демокра­тии” он изложил свой взгляд на марксизм, дал трактовку понятия “экономической стоимости” как совокупности полезности и из­держек производства; концепцию прибавочной стоимости К. Мар­кса объявил абстрактной формулой, опирающейся на гипотезу; утверждал, что объективность экономических законов, по Марксу, порождает фатализм; рассматривал акционерную форму собствен­ности как демократизацию капитала, приводящую к росту уровня жизни населения; отрицал абсолютное и относительное обнища­ние пролетариата.

Основные этапы развития экономической теории отражает клас­сификация различных экономических школ и концепций (схема 1.2).

Такая классификация позволяет: проследить основные этапы раз­вития политэкономии как науки; выделить названия учебных дис­циплин, излагающих содержание данной науки; отразить многооб­разие экономических теорий и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода.

Данная схема свидетельствует о том, что в течение XVII—XX вв. политическая экономия как наука развивалась на основе разделе­ния научных знаний об экономике: выделении различных эконо­мических школ, концепций, самостоятельных наук (например, эконометрики, конкретных экономических наук и учебных дис­циплин — менеджмент, маркетинг и др.), самостоятельных разде­лов в политической экономии — микроэкономика, макроэконо­мика, мировое ХОЗЯЙСТВО И Т.Д.

В конце XX в. возникла новая тенденция — обобщения всех на­копленных знаний не только по экономике, но и по ряду других наук (психологии, биоэнергетики, космоса, экологии и др.), что свидетельствует о появлении нового направления — экономичес­кой теории.

1.

<< | >>
Источник: М. А. Сажи­на, Г. Г. Чибриков. Экономическая теория : учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нор­ма, — 672 с.: ил. 2008

Еще по теме Зарождение и основные этапы развития экономической теории:

  1. 1.6. Основные этапы развития экономической теории
  2. 10 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  3. Глава 1. ГЕНЕЗИС, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.
  4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  5. Основные этапы развития теории коммуникации.
  6. Этапы развития теории и практики менеджмента
  7. Основные положения количественной теории и этапы ее эволюции.
  8. Сопоставление экономической социологии и основного направления экономической теории
  9. Развитие экономической теории
  10. 14.2. Основные этапы развития кредитных отношений