>>

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в нашей стране предпринимаются попытки возродить традиции классического гуманитарного образования. В Западной Европе с эпохи Возрождения, а в России с XVIII в. его основу составляло антикове- дение, изначально включавшее не только историю Античной Греции и Ри­ма, но и классическую филологию, археологию, эпиграфику, искусствоведе­ние и другие дисциплины.
Оно и поныне остается комплексной наукой, изу­чающей развитие античного общества в неразрывном единстве с его мате­риальной и духовной культурой. Как бы ни менялись взгляды на прошлое, антиковедение всегда оставалось в Европе прочным базисом при изучении не только Всеобщей истории, но и культуры, прежде всего, благодаря исключи­тельному по объему, глубине и ценности творческому наследию эллинов и римлян. Уже не менее полтысячелетия античная культура воспринимаются в Европе как классическая (от лат. classis - «класс», «разряд»), то есть образцо­вая, перворазрядная, нормативная.

В начальном курсе «История Древнего Востока» студенты изучали древ­нейшие цивилизации Старого Света, сложившиеся в долинах великих исто­рических рек Нила и Евфрата, Инда и Хуанхэ в IV-II тыс.

до н. э. В данном лекционном курсе речь пойдет об истории древнего Средиземноморья

II- I тыс. до н. э., в первую очередь, о Древней Греции и Древнем Риме.

Следует обратить внимание на то, что античная история занимает особое

место в системе подготовки не только специалистов-историков, но и других гуманитариев. Она знакомит студентов с одним из поворотных пунктов в развитии человечества - с истоками европейской цивилизации. История ан­тичного мира изучает процесс возникновения, развития, расцвета и упадка древнейших классовых обществ и цивилизаций на юге Европы с рубежа

III- II тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э. Античный мир окончательно сформировался значительно позднее древних цивилизаций Востока, но внес огромный вклад в сокровищницу не только европейской, но и мировой куль­туры.

Примерно к середине I тыс. до н. э. античная цивилизация, занимав­шая тогда еще относительно небольшую территорию, по уровню развития догоняет старые цивилизации Востока. С этого времени и почти до середины I тыс. н. э. она во многом определяла ход всемирной истории.

Русское слово «античность» происходит от латинского «antiquus» - «древний», отсюда лат. «antiquitas» - «древность». Но современное значение слов «античность» и «древность» далеко не одно и то же. В эпоху Возрож­дения XVI в., когда возникло это историческое понятие, под античностью понимали всю древность. Но тогда была известна только «греко-римская древность» - история и культура Древней Греции и Рима. Позже европей­ским ученым стали открываться и другие «древности»: египетские, вавилон­ские, шумерские и прочие. С тех пор понятия «античность», «античный мир» употребляются в более узком смысле для обозначения прежде всего ис­тории и культуры Древней Греции и Рима. Важно понять, что античность - не просто определенный период Всеобщей истории, но также определенная цивилизация со своим социальным устройством, культурой историческим типом личности. Иногда для того, чтобы подчеркнуть специфику античной цивилизации и ее особую роль в становлении европейской цивилизации к ней добавляют слово «классическая».

Античная цивилизация имела свою экологическую нишу. Это Среди­земноморье в широком значении этого слова, включая сюда весь юг Евро­пы, север Африки и Переднюю Азию. Весьма показательно, что древние не называли это море Средиземным. Изначально оно было столь привычно грекам, что даже не имело специального названия, позже они стали назы­вать его «Внутренним морем», а римляне просто «Наше море» (mare nos­trum). Природно-климатические условия Средиземноморья наложили не­изгладимый отпечаток на всю античную цивилизацию. Ее экономику во многом определяло культивирование «средиземноморской триады» - зерновых, маслин и винограда. Причем, в отличие от Востока, земледелие здесь развивалось без использования искусственного орошения. Недавно ученые установили весьма любопытное совпадение - границы античного мира даже в период максимальной экспансии Римской Империи практиче­ски нигде не распространялись далеко за пределы ареала произрастания виноградной лозы - культуры, без которой греки и римляне не мыслили цивилизованной жизни.

Море и острова, горы и долины во многом предо­пределили не только жизненный уклад греков, а позже и римлян, но, без­условно, сказались на этническом облике и психическом складе этих наро­дов. Конечно, на протяжении всей античной истории римляне и греки ос­тавались во многом разными народами. Но со временем они составили не­кую историко-культурную общность, внутри которой люди хорошо осоз­навали свое отличие от других народов. Так внутри средиземноморской ойкумены сформировались сначала греческий, а затем греко-римский мир. В последние века I тыс. до н. э. два изначально различных пути раз­вития античного общества - греческий и римский - слились в единую гре­ко-римскую цивилизацию. Ее завершающей политической формой стала Римская империя, просуществовавшая до конца V в. н. э.

Поэтому в истории античности выделяют два больших этапа: грече­ский и римский. Первыми на путь истории вступили греки (самоназва­ние - эллины). В VIII-VI вв. до н. э. им удалось создать оригинальную ци­вилизацию, которая распространилась по всему Средиземноморью. Эллин­ский гений проявил себя практически во всех сферах жизни и духа. Однако грекам так и не удалось объединиться политически. Эллинский мир состо­ял из множества небольших самостоятельных государств-полисов. Не­сколько позже на историческую арену Средиземноморья выходят римляне. К III в. до н. э. они подчиняют Италию, а в следующем II в. до н. э. - Элла­ду и все Средиземноморье. Им удалось создать великое государство, на­долго объединившее весь античный средиземноморский мир. Наступила римская эпоха древней истории - римляне надолго стали лидерами миро­вой истории, по крайней мере, в западной части Старого света. Созданная ими Средиземноморская держава, а затем и Империя просуществовала не менее семи столетий. В ее границах возник Pax Romana - «римский мир», вместивший в себя всю позднеантичную цивилизацию. В 476 г. н. э. был низложен последний император Западной Римской империи - она прекра­тила свое существование. Это событие обычно принимается историками за финал античной истории.

В центре внимания автора лекционного курса находится ключевая проблема происхождения и сущности античной цивилизации, истории об­щества, государственности и культуры Древней Греции и Древнего Рима. Подробно освещается современное состояние изучения античного класси­ческого полиса, природа античной демократии и республиканизма, весьма актуальная проблема зарождения гражданского общества, проблема про­исхождения и ранняя история христианства. Раскрываются существенные особенности мировоззрения и культуры человека античной эпохи, а также античное наследие в истории и современной цивилизации. Две лекции посвящены истории Северного Причерноморья в античную эпоху.

Автор не стремился к исчерпывающему изложению материала по всем областям истории и духовной культуры античного мира. Мы попытались свести к минимуму тот огромный фактический материал, который излага­ется в учебниках по истории Древней Греции и Рима. Свою главную цель мы видели в том, чтобы помочь первокурсникам интегрировать и осмыс­лить все многообразие проявлений античной цивилизации в ее историче­ском развитии. Для этого необходимо:

1 сформировать на материале античной истории представление о ме­ханизме возникновения первых цивилизаций, классовых обществ и

государств Средиземноморья;

2 показать, что есть античность?

3 раскрыть античное наследие в современной цивилизации.

Автор будет считать свою задачу выполненной, если его лекции хотя бы на шаг помогут нынешнему поколению студентов приблизиться к понима­нию античности и ее истинного места в истории и культуре человечества.

| >>
Источник: Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов. 2009

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Введение
  7. Введение
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. Введение
  13. 1. ВВЕДЕНИЕ
  14. 14.1. Введение