<<
>>

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Здесь и в дальнейшем термины «Сирия, Финикия и Палести­на» будут употребляться исключительно в их древнем значении, когда Сирия включала лишь западную часть современного госу­дарства Сирии (от р, Евфрат до Средиземного моря) и отчасти прилежащие области Турции к югу от гор Тавра; древняя Фи­никия примерно соответствовала современному государству Ли­ван; древняя Палестина занимала не только территорию, выде­ленную по решению Организации Объединенных Наций госу­дарству Израиль, а также территорию палестинских арабов, но и современную Иорданию (эта часть древней Палестины назы­вается также «Заиорданьем»).

В природном отношении эти области весьма разнообразны. От Египта древняя Палестина была отделена пустынен; сама Палестина — страна природных контрастов: к западу от р. Иор­дан она занята нагорьем, а отчасти оазисами и плодородными долинами; плодородная низменность тянется и вдоль Средизем­ного моря. А на севере поднимаются нередко покрытые снегом вершины. Заиорданье было отделено от остальной Палестины глубокой, заросшей влажным лесом и чащами папируса впади­ной р.

Иордан и соленым Мертвым морем с его выжженными солнцем, почти безжизненными берегами; горное или холмистое Заиорданье было покрыто степной растительностью, постепенно переходя в Сирийско-Аравийскую полупустыню.

Финикия отгорожена от остальной Передней Азии высоким горным хребтом Ливана с кедровыми и прочими лесами, аль­пийскими лугами и снежными вершинами. Склоны Ливана, об­ращенные к морю, покрывала вечнозеленая средиземноморская растительность, и влажные морские ветры, приносившие дожди, делали ненужным искусственное орошение.

К востоку от Ливана расположена Сирия. Ее с юга на север прорезает долина между Ливаном и Антиливаном; в южной ча­сти она называется Бека'а, или Келесирией; здесь па юг течет речка Литани, прорывающаяся к морю, а на север — река Оронт (ныне аль-'Аси); за Антиливаном, в сторону Сирийской полу­пустыни, находился большой оазис Дамаска, а за ним шли бес­плодные лавовые поля; караванный путь, которому обычно угро­жали скотоводческие племена, проходил через маленький оазис Пальмиру в сторону среднего течения Евфрата.

Излучина этой реки составляла в древности северо-восточную границу Сирии. Северная Сирия простиралась от Средиземного моря (куда, прой­дя через ныне уже почти пе существующие озера и болота, впа­дала, сворачивая к западу, р. Оропт) до гор Малоазийского Тавра и переправ через Евфрат. Устье Оронта широко открыва­ло доступ ветрам со Средиземного моря в эту холмистую страну, и поэтому она была достаточно плодородпа.

Уже из этого описания ясно, что Восточное Средиземноморье (под этим названием можно объединить все эти три историче­ские области) пе представляло собой в природном отношении ничего целостного и единообразного; здесь встречались и пусты­ни, и плодородные низменности, и нагорья, и вечнозеленая рас­тительность, и болота, и снежные горы. Но пе существовало полноводных разливающихся рек, па основе которых могла бы возникнуть обширная ирригационная система, вынуждающая к созданию обширного государства с сильной центральной властью. Страна была в древности богата цепными породами леса, по по­лезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало; если через Сирию и Палестину провозили медь, то она шла либо с юга, с Синайского полуострова, либо с севера, от верховьев р. Тигр, либо с запада — с о-ва Кипр. Лишь позже и на юге Па­лестины стали добывать медь, железо и естественный асфальт. Зато здесь всегда проходили важнейшие караванные пути — из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Заметим, что если в нашем представлении слово «караван» связывается с ве­реницей верблюдов, то древнио караваны перевозили грузы па ослах; самых выносливых разводили па продажу в дамасском оазисе.

В пещерах Восточного Средиземноморья найдены едва ли по самые архаические останки «Человека разумного». Палестина, Сирия, Малая Азия, горы Верхней Месопотамии и области за Тигром были самой первой родиной скотоводства н особенно зем­леделия. К XI—X тысячелетиям до н. э. относится натуфийская культура (названная так но сухому руслу Натуф в Палестине), по мнению некоторых исследователей, созданная первыми носи­телями афразийских языков; натуфийцы жили в полуземлянках из глины, песка и камня, жали дикие злаки специальными дере­вянными серпами с кремневыми зубьями, возможно, начали при­ручать дикий мелкий скот.

В Палестине (в Иерихоне), так же как в Чатал-хююке (в Малой Азии) и в некоторых пунктах Си­рии, уже в VIII тысячелетии до и. э. существовали процветаю­щие земледельческие поселки, иногда (как в Иерихоне) обнесен­ные мощными каменными стенами еще в раннем неолите. Есть основание полагать, что именно Палестина-Сирия была центром расселения одной из групп племен, говоривших на афразийских языках,— семитов; отсюда они распространились по всему Ара­вийскому полуострову (южноаравийцы и арабы), Восточному Средиземноморью (западные семиты) и Месопотамии (аккадцы). Ни одно из этих племен первоначально не было вполне кочевым, хотя, чем дальше в глубь степей и полупустынь, занимавших в IV—III тысячелетиях до п. э. всю Аравию, тем большую роль играло овцеводство и тем меньшую — земледелие.

Однако в дальнейшем — может быть, в связи с постоянным движением племен и войск по сиро-палестинским тропам или в связи с недостатком сырья, необходимого для техники медно- каменного и затем бронзового века,— развитие общества здесь определенно замедлилось по сравнению с Южной Месопотамией п Египтом; во второй половине III тысячелетия до п. э. подлин­ные города-государства типа шумеро-аккадских возникли здесь лишь в Северной Сирии (где процветал, 1! числе прочих, важный город Эбла, связанный со Средней и Нижней Месопотамией), а тагоке в одном пункте па финикийском побережье — в г. Библ, центре вывоза драгоценного кедра в Египет.

Изучение древнейших географических пазвапий па этой тер­ритории и отчасти непосредственные даппые египетских и месо- потамских текстов заставляют считать, что Восточное Средизем­номорье по крайней мере с III тысячелетия до п. э. было засе­лено различными группами западных семитов. Они могут быть классифицированы по некоторым особенностям их говоров; ус­ловно эти говоры можно разделить так: эблаитский говор осед­лого населения Северной Сирии и Северо-Западной Месопота­мии; аморейские говоры преимущественно скотоводческого на­селения этих же или несколько более широких территорий; ха- паапейские говоры Палестины и Финикии; и арамейские говоры племеп, выступивших па историческую арену несколько позже, а пока обитавших в глубине Аравийского полуострова в контакте с племенами арабов.

Помимо этого, с III тысячелетия до п. э. с гор вокруг озер Ван и Урмия (на территории совр. Турции и Ирана), а в конеч­ном счете из Закавказья отдельными волнами через Верхнюю Месопотамию и Сирию шло продвижение хурритских племен, о которых речь шла в предыдущих лекциях; первая волна во второй половине III тысячелетия до н. э. достигла Северной Па­лестины. При династии Аккаде (XXIII в. до и. э.) в Северную Сирию проникали месопотамские войска, а позже, при III дина­стии Ура (XXI в. до н. э.), на Северную Сирию и Библ временно распространило свою власть царство Шумера и Аккада; несколь­ко позднее начали свои набеги на Палестину фараопы египет­ского Среднего царства; Библ на некоторое время становится изолированным центром египетской культуры среди семитского населения (древние египтяне, как известно, говорили на афра­зийском языке другой, не семитской ветви). Однако к концу III тысячелетия до н. э. Библ и его египетский храм были со­жжены: возможно, именно тогда, как гласит предание, па бере­гах Средиземного моря обосновалась та группа племен, вышед­ших из Северной Аравии и говоривших на западносемитском на­речии ханаанейской группы, которая позлее носила имя фини­кийцев. Севернее Библа сохранился говор аморейского типа, в частности в г. Угарите, впоследствии удачно соперничавшем с Библ ом.

К концу III тысячелетия до н. э. уже все Восточное Среди­земноморье покрывается сетью раннеклассовых городов-госу­дарств; города были укреплены степами, в центре их — святили­ща и резиденции местных правителей, окруженные лепящимися друг к другу глинобитными и кирпичными домами, обычно двух­этажными, с открытой или зарешеченной галереей на верхнем этаже, где обитали хозяева. В пижпем, часто каменном, храни­лись запасы и ютились рабы. Города были расположены почти исключительно по долинам; нагорья были мало населены, а по окраинам — в дамасском оазисе, Заиорданье и в других обла­стях на краю пустыни — люди жили в шатрах и весной, когда степи цвели, откочевывали со стадами от засеянных в оазисе по­лей. Жизнь этих племен красочно описана в древнеегипетской «Повести о Синухете», а позже — в повествованиях Библии о племенных патриархах.

Основной ячейкой общества пастухов-амореев этого времени была родовая общипа, составлявшая часть племени, а иногда и племенного союза. Власть главы патриархальной большой семьи распространялась помимо его жен и детей также па семьи сы­новей, на чужаков, присоединившихся к роду или усыновленных им, на рабов и рабынь. Патриарх распоряжался жизнью и смертью и всем имуществом этих лиц. Делами племенной общин­ной группы ведал совет «старцев» и вождь, которого выкликали на сходке всех взрослых мужчин-воинов. Время от времени во­круг того или иного предводителя складывались боевые дружи­ны, которые могли явиться ядром родо-племенного ополчения. Иной раз споры между соседями решались единоборством сила­чей с той и другой стороны.

Оседлое земледельческое население, однако, преобладало. Круипейший город Северной Палестины — Хацор занял к этому времени площадь в 50 га, очепь большую по тогдашним време­нам. Хацор вел торговлю далеко — даже с Мари на Евфрате. В Финикии и приморской Сирии но только Библ, но и Угарит и ряд других поселков превратились хотя и в гораздо меньшие, чем Хацор (обычно раз в десять), по процветающие городки. Причиной расцвета было раппее развитие торговли в Финикии, и прежде всего с Египтом: финикийцы возили туда па кораблях строительный лес, и египтяне стремились держать в Библе своих царских чиновников. В то же время, как показывают торговая переписка из Каниша в Малой Азии и известия о постоянном следовании египетских царских людей через пастушеские райо­ны, сухопутная торговля через Сирию как с Египтом, так и с Месопотамией и Малой Азией тоже имела серьезное значение. Важнее всего была, конечно, торговля транзитная, но и сама Сирия торговала лесом, вьючными ослами и слоновой костью (в Сирии тогда еще водились слоны). В соответствии с направ­лениями торговли, если на побережье ощущалось египетское влияние (в Библе найдено много египетских надписей), то во внутренних частях страны — также и аккадское: здесь не только много людей умели говорить по-египетски, по встречались и та­кие, кто мог писать клинописью.

Еще недавно считалось, что в III тысячелетии до н. о. внут­ренняя Сирия не достигла уровня классовой цивилизации; эта точка зрения изменилась после находок итальянской экспеди­цией на городище Телль-Мардих, под которым скрывался древ­ний город Эбла. Раскопки эти вызвали международную сенса­цию, так как распространился слух о том, что найден центр не­известной ранее империи и что тексты из Эолы якобы подтверж­дают некоторые библейские легенды. При ближайшем изучении материала предположения эти не подтвердились, а для науки ока­залось важным главным образом то, что теперь установлено су­ществование в Сирии уже в III тысячелетии до и. э. цивилиза­ции. не связанной с речной ирригацией.

Тексты из Эблы писаны шумерским письмом, сохраняющим архаические особенности времен РД II, хотя они современны пе­риоду РД III в Нижпей Месопотамии (XXVI—XXIII вв. до п. э.); но предназначены эти тексты для чтения по семитским прави­лам, однако не по-аккадски, а па ранее неизвестном семитском языке, который условно назван «эблаитским». Большинство тек­стов — хозяйственные документы, хотя имеются также шумеро- эблаитские словари и небольшое число религиозных текстов.

Эбла представляла собой город-государство, вероятно наибо­лее сильное в пределах земель по Евфрату, вплоть до долины р. Оронта: от Мари на среднем Евфрате до Катны в Южной Сирии; .именно эти земли, возможно, соответствуют ареалу рас­пространения «эблаитского» языка, но государственные пределы самой Эблы были значительно меньше. Вокруг городов здесь обитали уже тогда аморейские скотоводческие племена.

Территория собственно Эблы делилась на центральную (на­звание не поддается прочтению) и периферийную, шум. урубар. Обе части земли были подчинены дворцу (или дворцу-храму), но первая входила в дворцовое хозяйство непосредственно, а лю­ди земли уру-бар были лишь обязаны поставками дворцу; многие из них были оседлыми скотоводами. Существовала ли еще земля, вовсе дворцу не подчиненная,— из документов не видно. Поло­жение лиц, работавших на дворец, видимо, походило на плот­ское, но это подлежит еще уточнению.

Правитель Эблы носил титул маликум, буквально «тот, кому советуют»; в большинстве позднейших семитских языков, кроме аккадского, этот термин означает «царь», в отрезках текстов, писанных по-шумерски, он называется эн. При маликуме Эблы состояло два советника (в других городах — несколько) и ряд начальников, шаррум (по-шумерски лугалъ).

Дворец Эблы выходил на небольшую площадь, обпесенпую лоджиями, под одной из них был постамент — возможно, для кресла правителя: здесь принимали послов н купцов из-за рубе­жа и, вероятно, поставщиков дани из владений самой Эблы. Сам дворец имел усложненную планировку «нанизываемой» структу­ры — к нему постоянно пристраивались новые помещепия, и в конце концов он стал «сползать» с холма-цигадели на плоскость (в пределах городских стен).

Эбла была крупным центром международной торговли; в до­кументах часто упоминаются странствующие торговцы, лу-кар — «люди пристани (рынка)». Во дворце были иайдепы большие за­пасы необработанного бадахгаапского лазурита (из Афганиста­на) и обломки алебастровых сосудов из Египта, в том число с падписями фараонов Хефрена и Пиопи I.

Однако такие товары привозили иноземцы, а не эблаитскпо торговцы и купцы: просмотр документов показывает тесные свя­зи Эблы только с городами Северной (сирийской) Месопотамии (Абарсаль, Мари), а также с областью за Тигром (Гасур) и с северным Шумером (Киш). Даже Угарит, всего в нескольких де­сятках километров к западу от Эблы на побережье Средиземного моря, упоминается только в словарном списке названий местно­стей, но пе в деловых документах (этот список восходит к тому же к нижпемесопотамской писцовой традиции). Ни разу пе упо­мянуты ни Библ, пи другие города Палестины и Сирии, пе гово­ря уже о Египте, Малой Азии или Иранском пагорье. Египетские и подобные изделия попадали в Эблу, очевидно, через многих посредников.

Из сообщепий царей дипастии Аккада (Саргопа Древпего и Нарам-Суэпа) следует, что они совершали походы против Эблы, и есть все основания считать, что Эбла была разрушена в прав­ление ее послсдпего царя, Ибби-Зикира, Нарам-Суэном аккад­ским в конце XXIII в. до п. э. После этого Эбла вновь возроди­лась в начале II тысячелетия до п. э., но уже никогда но имела прежнего значения. Население се к этому времени слилось с ок­ружающими амореями.

В начале II тысячелетия до п. э. в Северной Сирии выдаю­щуюся роль играет могущественное государство Ямхад со сто­лицей в г. Халебе — аморейское по составу населения, аккадское по культуре. А в Южную Сирию (Катпа) и даже вплоть до фи­никийского побережья проникает политическое влияние верхне- месопотамского царя Шамши-Адада I.

В городах-государствах Сирии, о которых мы имеем мало письменных данных (исключение составляют недостаточно изу­

ченные архивы XVIII в. до н. э. из г. Алалаха к северу от ниж­него Оронта), социальное устройство было, по-видимому, олень сходным с описанным ранее (лекция 8) для хурритского общест­ва Аррапхэ. Это объясняется не только тем, что в Алалахе жило много хурритов, но прежде всего одинаковым характером эконо­мики и уровня ее развития. Любопытно, что здесь царь города иногда жаловал или продавал своим имущественным агентам или просто приближенным целые общины; документы сформули­рованы именно как сделки дарения или купли-продажи, хотя полагают, что на самом деле речь идет лишь о передаче права получать с этих селений налоги и повинности. По-видимому, су­ществовали как обратимые, так и необратимые сделки об отчуж­дении земли, иногда скрывавшие изъятие имущества за долги. Ростовщичество было сильно развито. Давали в долг и отдель­ные хозяева, и целые сельские общины. Очевидно, происходило интенсивное имущественное расслоение общества с обнищанием рядовых общинников; многие из них бежали и становились ха- пиру скрываясь в кустарниках Сирии.

Между концом XVIII и началом XVI в. до п. э. произошло просачивание в дельту Нила вооруженных скотоводческих пле­менных групп — так называемых гиксосов — из Палестины или с Сипая. Боевые отряды пришельцев постепенно захватили власть в северных номах Египта, и их вожди стали присваивать себе фараонские титулы. В Египте гиксосы потеряли свою этни­ческую обособленность и слились с местным населением. Остает­ся неясным, в какой мере они сохраняли господство и в местах своего первоначального обитания. Но именно в это время на­блюдаются признаки роста благосостояния в городах и сельских местностях Палестины; однако богатые, обширные и комфорта­бельные дома знати контрастируют с жалкими хижинами бед­ноты: процесс резкого имущественного расслоения шел и здесь. Палестина не была в это время политически единым целым. На частые междоусобные войны указывают мощные укрепления го­родов и археологические следы их разновременного разрушения неприятелями. Возможно тем не менее, что палестинские города номинально признавали верховную власть гиксосского царя в г. Аварисе; вторым гиксосским центром могла быть Газа в юж­ной части палестинского побережья.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

  1. Возникновение цивилизации
  2. Возникновение китайской цивилизации
  3. Раздел 1 ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  4. Раздел 1ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.МЕСТО И РОЛЬ РОССИИВ СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  5. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)
  6. Начало цивилизации.
  7. Цивилизации
  8. Типология цивилизаций
  9. Техногенная цивилизация
  10. 1. Эволюция понятия «цивилизация»
  11. ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  12. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  13. Почему неизбежно столкновение цивилизаций?
  14. Античная цивилизация.