<<
>>

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Религия племен долины Ганга все еще сохраняла близость с религией древних иранцев. Обеим были присущи культ огня, культ предков, использование при важнейших обрядах особым образом приготовленного напитка — сомы (у иранцев называв­шегося хаома).
Можно обнаружить много примеров сходства в терминологии и соответствий в пантеоне и мифологических пер­сонажах.

Как и другие пароды древности, индийцы верили, что жизнь природы и общества идет в соответствии с предписаниями богов (довов) — существ, подобных людям, но обладающих сверхъесте­ственным могуществом. Из них главными были три: Индра— бог-громовержец и воитель, раджа среди богов; Агни — бог огня, хранитель дома, посредник между людьми и богами; Сурья — бог Солнца, враг мрака и холода. Женские божества в религии «Вед» уже потеряли значение. Кроме дэвов признавали и другой род сверхъестественных существ — асу ров, но принадлежавшие к ним божества, например бог пеба Варуиа, бог света и догово­ров Митра, играли меньшую роль, были как бы дальше от чело­вечества.

Поскольку считалось, что мир существует и люди преуспева­ют только благодаря богам, а боги живут жертвоприношениями, главным для верующих было принесение им жертв. В угоду им закалывались животные, в костер бросали хлебные зерна, лили топленое масло, молоко, а также сому; бог Луны Сома считался одновременно божеством этого напитка, дающего богам неограни­ченное долголетие и могущество. Некоторые обряды отличались сложностью и дороговизной; для их совершения и произнесения соответствующих текстов и формул требовались люди специально подготовленные. Значение варны брахманов основывалось глав­ным образом на их роли в культе, на обладании ими «священным знанием» (ведой). Расходы па совершение обряда нес тот, в поль­зу которого он исполнялся, а расходы на государственный культ — царь.

Ни храмовых хозяйств, ни самих храмов как по­стоянных мест богослужения в ведической религии не было.

По представлениям древних индийцев, сохраняющимся п в современном индуизме, тело смертно, а душа вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело, а в какое именно — зависит от поведения человека в прошлой жизни; поэтому само понятие «действие» (карма) означает не только поведение, но и воздая­ние, с которым оно неизбежно составляет единство. Душа добро­детельного возрождается среди более высоких существ, греховно­го — среди низших. Социальный смысл учения о карме заключа­ется в том, что угнетенное положение труженика объясняется воздаянием за его «греховное» поведение в предшествующей жиз­ни, он сам виноват во всем. Привилегированное же положение знатных и богатых — просто вознаграждение им за их доброде­тельность в прошлой жизни. Что такое грех и добродетель — определялось господствующей идеологией, которая объявлялась данной богами. Учение о карме как средство идеологического воздействия па народ оказалось для господствующего класса столь удобным, что стало основой морально-этического учения во всех индийских религиях и сохраняет свое положение вплоть до настоящего времени.

В рассматриваемый период появляются зародыши научного изучения действительности, но характерно, что появляются они все же в дисциплинах, предназначенных для изучения «Вед»,— фонетике, грамматике, этимологии, астрономии: мышление оста­валось прежде всего религиозным. Однако немалы были достиже­ния и в математике: так, индийцы задолго до греков (по, по-ви­димому, позже вавилонян) знали теорему, носящую имя Пифаго­ра. Известно о существовании профессиональных лекарей, умевших определять и лечить более сотни различных болезней и знавших лечебный эффект многих природных веществ.

Храмов и сложных погребальных памятников древние индий­цы не возводили, хотя обряды были и сложными и дорогими. Образ жизни даже знати был еще простым, города немногим отличались от деревень. Дворцов не было, и достижения индий­цев в искусствах можно считать скромными.

От ведического периода до нас дошла в основном религиозная словесность. Жанры ее разнообразны: гимны богам, восхваления жрецами щедрых дарителей, жертвенные формулы, заклинания, описания ритуалов, религиозно-мистические сочинения. Иногда тексты отличаются красочностью и богатством художественных средств. В рассматриваемый период «Веды» еще не были запи­саны, а передавались от учителя к ученику изустно, и до сих пор не обнаружено пи письменной литературы, ни самой письменно­сти ведического периода. Древнеиндское письмо вымерло вместе с культурой Мохенджо-Даро и Хараппы, а первые памятники индоарийских слоговых видов письменности, которые, по-видимо­му, не связаны с древнеиндской, дошли лишь от IV—III вв. до н. э. Тем не менее представляется вероятным, что первая индо- арийская письменность сложилась ранее — вероятно, не позже первой четверти I тысячелетия до п. э.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА:

  1. 7. Религия и культура Персии
  2. 170Типы культуры и типы религии.
  3. Религии и культура Китая в раннее средневековье.
  4. Религия и культура Индии в раннее средневековье.
  5. 3. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВА
  6. § 12. Культура и религия Древнего мира
  7. Глава 33. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  8. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  9. Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  10. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  11. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  12. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  13. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру