<<
>>

3. ВАВИЛОНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Монархически-государствепный, а не общинный характер официальной вавилонской религии и подавление общественной жизни населения, если не считать жителей привилегированных городов, привели к созданию совершенно иных идеологических форм, чем те, которые господствовали в номовых государствах Шумера[28].

С ослаблением солидарности территориальных общин все большую роль начинают играть «личные» (они же, вероятно, и семейно-общипные) боги. Таким богом могло быть любое из об- іцевавилопских божеств, причем опи не были связапы с каким- либо определенным географическим округом: бурные военные события и перемещение магистральных каналов основательно перемешали вавилонское население, и в касситское время (XVI—XII вв.

до н. э.) уже часто оказывается трудно опреде­лить место рождепия или жительства человека но тому, кому из богов посвящено его имя. Гораздо большее значение в религии начинает придаваться, так сказать, личным взаимоотношениям отдельного человека (или главы отдельной семьи) с его соб­ственным богом или богиней. Это, в частности, проявляется в возникновении новых жанров — молитв и псалмов, а такл!е за­клинаний и других магических текстов, рассчитанных на инди­видуальное обращение человека к богу, а не на участие его в общем богослужении. В таких псалмах верующий обычно кается в нечаянном нарушении каких-то пеизвестных ему правил, уста­новленных богами, что навлекло па пего несчастье. Носителями бед представлялись злые сверхъестественные силы, и заклина­ния имели целью унять эти силы с помощью бога. На этой почве вырабатывается сложная система демонологических представле-

І

\

ний. Заметим, что всякая молитва обязательно сопровождалась ритуалом и, если она творилась в храме, требовала содействия священнослужителя-профессионала. Но у себя дома каждый глава семьи был жрецом семейных богов и духов предков и со­вершал обряды и молитвы перед маленьким настенным террако­товым изображением божества. Повышение роли патриархальной семейной общины в ущерб общине территориальной, вероятно, сказалось, между прочим, на резком падении престижа древних богинь, низведенных теперь (за исключением Иштар да еще бо­гини врачевания Гулы) почти исключительно до роли безличных супруг своих божественных мужей.

Общая структура пантеона, созданного еще при III династии Ура, осталась, однако, без перемен; то же касается и сложив­шихся представлений о генеалогических связях между богами. Хотя царем богов (избранным их советом из числа всех) и счи­тались либо Эллиль, либо Мардук (иногда они сливались в пред­ставлении верующих в единый образ «Владыки» — Бела), одна­ко во главе всего мира стояла по-прежнему триада — Апу, Эллиль и Эйя, окруженные советом из семи или двенадцати «вели­ких богов», определяющих «доли» всего на свете; все боги вооб­ще мыслились разделенными на две родовые группы, частично, пе полностью совпадавшие с делением на божеств земли и под­земного мира и на божеств небесных. В преисподней правил Нергал, подчинивший себе силою свою супругу, древнюю боги­ню Эрешкигаль, на небе — Ану, между небом и землей — Эллиль, в мировом океане — Эйя.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 3. ВАВИЛОНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

  1. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  2. 1. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО II. Э.
  3. 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  4. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  5. 18. Мировоззрение и идеалы личности
  6. Вавилонское царство.
  7. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  8. Профессиональное мировоззрение
  9. Новое мировоззрение.
  10. 40 МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА
  11. 3. Вавилонское царство при касситской династии
  12. 4. ВАВИЛОНСКАЯ ТЕХНИКА И НАУКА
  13. Мировоззрение
  14. Вавилонская башня для менеджеров