6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
Об изобразительном искусстве собственно Вавилонского государства известно очень немного: определенную роль здесь сыграло неоднократное разрушение Вавилона, подъем подпочвенных вод, плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии, недостаточность археологических исследований. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным образом. Так, знаменитая стела царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и изображением царя перед божеством была пайдена в Сузах (Элам).
По ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура. Стела Хаммурапи производит впечатление подражания шумерской стеле царя Ур-Намму, но выполнена она гораздо менее тщательно (правда, из более твердого материала) и не столь» композиционно богата, как последняя. Та же небрежность ощущается во многих глиняных статуэтках личных божеств и гениев-хранителей дома, представляющих собою образцы массового производства.Но есть и другая линия в старовавилонском искусстве, представленная группами печатей, явно продолжающая аккадские традиции в тематике и композиции сцеп, а также небольшими терракотовыми рельефами, найденными в вавилонских домах, и особенно на городище около Ура, скрывающем древний поселок керамистов. Среди сотен грубых ндольчиков выделяются рельефные сцепкп, видимо тоже связанные с культом; однако композиции производят впечатление живых бытовых сцеп, зарисовок с натуры: кулачные бои, мальчик-погонщик верхом па буйволе, скоморох с бубном, странствующий музыкант с обезьянкой на плече. Организация пространственной плоскости свободная, позы живы и динамичны, в трактовке фигур со стройными, легкими пропорциями ощущается следование аккадским традициям. Рельефы выполнены в топкой, еле заметном моделировке, и их неуловимое изящество часто почти полностью пропадает в воспроизведениях.
Монументальная вавилонская скульптура II—I тысячелетий до н. э. также известна нам довольно плохо. Культовые статуи —■ судя по описаниям, покрытые золотом, слоновой ьостыо, инкрустированные полудрагоценными цветными камнями — до нас не дошлн (сохранилось несколько терракотовых и каменных изображений для домашнего культа или уличных часовен, довольно грубых). Лучшее представление об облике культовой скульптуры первой половины II тысячелетия до и. э. может дать статуя богини Иштар, стоявшая во дворце Мари,— монументальное, тяжеловатое изваяпие, размером превышающее человеческий рост.
В руках богиня держала сосуд, выдолбленный насквозь. Через дно сосуда канал проходил впутрь статуи и сквозь степу. Сама фигура, стоявшая у стены, соединялась таким образом с каналом, шедшим за стеной. Видимо, эта статуя играла важную роль в ритуальных праздпествах, связанных с обеспечением плодородия: в нужный момент можно было пустить воду по внутреннему каналу, и она фонтаном била из сосуда. Это одно из раппих органических соединений скульптуры и архитектуры как в декоративном, так и в конструктивном отношении.Аккадские и вавилонские традиции прослеживаются и в эламской скульптуре II тысячелетия до н. э., примером чему могут служить так называемая «голова эламского царя» из Хамадана (середина II тысячелетия до н. э.) и серебряные и электровые фигурки адорантов примерно того же времени.
В дошедших до нас памятниках архитектуры мы наблюдаем мало изменений по сравнению с шумерским временем. Царский дворец в Мари — целый комплекс многочисленных внутренних дворов и сотен комнат — практически представлял собою 'разросшийся жилой дом. Парадное и праздничное впечатление создавали ему росписи — входы, приемные залы были покрыты изображениями культового и светского характера в красновато- коричневой и черно-белой гамме с удачным введением кое-где голубого и зеленого цвета. В ряде сцен, возможно, ощутимо влияние египетского искусства. Из других построек этого периода известен пятиярусный зиккурат в Дур-Унташе, одном из центров Элама (ныне Чога-Замбиль), а также касситский храм царя Караиидаша в Уруке. В этом небольшом храме отсутствует внутренний двор — обязательная традиционная принадлежность построек Двуречья,— и скульптура очень удачпо^введена во внешнее оформление степ, что, возможно, объясняется заимствованием из Элама.
Еще по теме 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО:
- Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
- 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- 3. ВАВИЛОНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- Вавилонское царство.
- 3. Вавилонское царство при касситской династии
- 4. ВАВИЛОНСКАЯ ТЕХНИКА И НАУКА
- Вавилонская башня для менеджеров
- §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
- Искусство
- Искусство IV в. до н. э.
- Меровингское искусство
- Изобразительное искусство.
- Искусство.
- 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
- ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
- 6.5. Искусство как форма духовной культуры