§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Сказание о Гильгамеше
(По клинописному тексту на глиняных табличках)
В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкйду — полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамёш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далёкие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер.
Горько плакал над ним Гильгамёш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамёш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно бессмертие людям.
НИНЕВ! |
Крупнейшие города Ур 3-го тысячелетия до н. э.
\ у.Эшнунн;
Вавилонское царство при царе Хаммурапи. |
Персидский . ІОЛив |
ли зерно и овечыо шерсть. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э.
2. Хаммурапи утверждал, что получил
власть от богов. Более ста лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высо- Глиняная клино- ко" короне, а перед ним, ростом пониже, писная табличка, в почтительной позе стоит царь. Это бог
Миф о потопе
(По клинописному тексту на глиняной табличке)
Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапйшти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашёл ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.
Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш — небесный судья и владыка, а Хаммурапи — земной.
3. Царские законы. Главное, что было написано на чёрном камне, — законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.
В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.
Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул — значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.
В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!
Верхняя часть столба с текстом законов Хаммурапи. |
4. Законы о рабах. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать
с отрезанным ухом было невозможно: все знали — это раб, к тому же строптивый.
Рабов покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.
5. Законы о богачах и бедняках. Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях.
Но было и множество бедняков.Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.
Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих долж-
Из законов Хаммурапи
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Внутренний дворик дома. Рисунок нашего времени. |
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
ников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
Но если семья бедняка голодает, ему придётся снова делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже установили боги — есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.
Объясните значение слов: закон, ростовщик, раб-должник. Проверьте себя. 1. Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? 2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне? 3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления? 4. Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?
Поработайте с картой (см. с. 70). Найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.
Поработайте с датами. Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше?
Познакомьтесь с документом «Из законов Хаммурапи» и ответьте на вопросы: 1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? 2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?
Еще по теме §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы:
- 2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии
- Законы Хаммурапи
- Вавилонское царство.
- 1. Понятие социального закона и его виды
- Тема 5 Рынок и законы его развития
- Не приводит ли знание социологического закона к его рефлексивному самоопровержению ?
- ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды
- «Царь»
- 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- 3. ВАВИЛОНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ЦАРЬ БОРИС ОКАЯННЫЙ
- 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
- 3. Вавилонское царство при касситской династии
- Александр Македонский: «божественный царь»
- Эпоха Августа: «царь-избавитель»