<<
>>

4. ВАВИЛОНСКАЯ ТЕХНИКА И НАУКА

Наибольшим техническим прогрессом, несомненно, был окон­чательный переход во II тысячелетии до н. э. к бронзе. Добавка олова к меди значительно снижала температуру плавления ме­талла и в то же время очень улучшала его литейные качества и прочность и сильно увеличивала износостойкость.
Бронзовые бритвы смогли вытеснить обсидиановые и кремневые, бронзовые лемехи плугов служили гораздо дольше медных и поэтому были экономичнее в любом хозяйстве; в военном деле бронза позволи­ла от топориков и кинжалов перейти к мечам, а в оборонитель­ном оружии наряду со шлемами и щитами ввести броню для бойцов и коней; теперь уже воин настолько превосходил в бое­вой мощи своего пленника-мужчину, что того не было необходи­мости убивать на месте, а можно было угнать к себе на родину я использовать как раба или иначе — смотря как позволяли хо­зяйственные условия. Лишь древняя, примитивно изготовляв­шаяся сталь (в I тысячелетии до н. э.) смогла превзойти бронзу и по своей дешевизне, и отчасти также технологически.

По-видимому, ко II тысячелетию до п. э. надо отнести усоверч шенствование ткацкого стана, хотя прямых данных об этом у нас нет; во всяком случае, широкая торговля красителями сви­детельствует о каких-то изменениях в текстильном деле. В стро­ительстве в средневавилонский период появляется стеклянная полива кирпича. Скотоводство было дополнено массовым коне­водством — правда, обслуживавшим исключительно войско. В по­следней четверти II тысячелетия до н. э. у скотоводов Сирийской степи появляется одомашненный верблюд-дромадер, хотя еще не в большом числе, но это уже позволило части племен перейти к подлинно кочевому быту \ Приручение верблюда, сделавшее скотоводов гораздо более подвижными, вероятно, помогало им осуществлять массовые вторжения как в Верхнюю, так и в Ниж­нюю Месопотамию, причем в последнем случае — напрямик из пустыни, а пе обходным путем, которым некогда двигались амо- реи.

У землевладельцев Нижней Месопотамии в середине кас- ситского времени прокладка капалов по новым, незаселенным землям привела, видимо, к повышению урожайности, особенно пшеницы и эммера.

Старовавилонский период был временем расцвета вавилопской пауки и в областях, менее тесно связанных с практической тех­никой.

Светская э-дуба была средоточием науки до времеп Самсуи- луны Вавилонского[29]. Она готовила главным образом писцов для царских и храмовых канцелярий, для суда и пр; в какой-то сте­пени э-дуба обслуживала и надобности культа, хотя богослуже­ние осуществлялось тогда еще преимущественно не по записан­ным и заученным с письма текстам, а по устной традиции. Э-ду­ба, откопанная в Уре, находилась при частном доме, но были, по-видимому, и казенные, в том числе храмовые, школы. Учились не только мальчики, по иногда и девочки: так, обитель жриц в Сиппаре имела порой писцов-женщин (которые, возможно, сами жрицами не были). Несмотря на сложпость клинописи, грамот­ность была довольно широко распространена: писать умели са­мые разные лица — от ведшего учет старшего пастуха и иногда даже до царя, которому грамота была менее необходима.

«Писец» было почетным званием образованного человека. Однако высокопоставленные лица, как правило, писали не сами, а диктовали писцу, отсюда формула обращепия в письме: «Тако­му-то скажи — вот что сказал такой-то» — автор письма как бы обращается не к самому адресату, а к его иисцу или гонцу, не­сущему письмо. Едва ли не большинство писцов знали клино­пись только в пределах своих профессиональных нужд, напри­мер умели написать хозяйственную ведомость или юридический документ по установленной обычаем форме, но не умели про­честь религиозно-литературное произведение, и наоборот; часто писцы путались при передаче редких имен собственных, не вклю­ченных в справочники, хотя то, что в них было, вызубривали хорошо, и орфографические ошибки или произвольные написа­ния слов редки.

Но к оканчивающим полный курс э-дубы — к так называе­мым шумерским писцам[30] — предъявлялись высокие требования.

Они должны были уметь устно и письменно переводить с шу­мерского на аккадский и наоборот, знать шумерские граммати­ческие термины, спряжение глагола, шумерское произношение, шумерские эквиваленты каждого аккадского слова, различные виды каллиграфии и тайнописи, технический язык жрецов и членов других профессиональных групп, все категории культо­вых песен, должны были уметь руководить хором и пользовать­ся музыкальными инструментами, составить, завернуть в глиня­ный конверт и опечатать документ, знать математику, включая землемерную практику, уметь подсчитать и распределить рацио­ны, вычислить объем землекопных и строительных работ и т. д.

Источником развития науки была главным образом хозяйст­венная практика больших, т. е. царских и храмовых, хозяйств; на се оспово к концу III тысячелетия до н. э. создалась клино- писпая математика. Ее практические основы были заложены в шумерский период, но расцвета она достигла в послешумерской э-дубе, где математика преподавалась в основном па аккадском языке. Развиваясь теперь прежде всего в школе (готовившей как учителей, так и писцов-практиков) и для школьных нужд, математика получила в э-дубе самостоятельное развитие; среди многочисленных математических справочников и задач встреча­ются и такие, которые пе могли иметь практического примене­ния; решение некоторых задач являлось в некотором смысле самоцелью, представляя как бы теоретический интерес. Вавилон­ские математики широко пользовались изобретенной еще шуме­рами шестидесятеричной позиционной системой счета. Вавило­няне умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» (более чем за тысячу лет до Пифагора). Число л прак­тически принималось равным 3, хотя было известно и его более точное значение. Помимо планиметрических задач, основанных главным образом на свойствах подобных треугольников, решали и стереометрические задачи, связанные с определением объема различного рода прострапственных тел, в том числе и усечен­ной пирамиды. Широко практиковалось черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.

Из практических нужд выросли также записи медицинских и химических рецептов (сплавы, с XIII в. до н. э.— стеклянная глазурь и т. п.), равно как и исторические хроники, бывшие во -II тысячелетии до н. э. еще либо сводами событий, которые счи­тались «предзнаменованными» какими-либо природными явле­ниями (главным образом формой печени жертвенного ягненка), либо списками датировочных формул[31].

Хотя несомненно, что вавилонские филологи, математики, врачи, юристы, архитекторы и т. п. имели определенные теоре­тические взгляды, но письменно они не фиксировались; до нас дошли только списки, словари, справочники, задачи, рецепты. Все это переписывалось в школах из века в век без всяких изме­нений и в отрыве от изменяющихся условий жизни, и содержа­ние зазубривалось наизусть. Механическое заучивание задач и их решений (в том числе иногда и ошибочных) господствовало, очевидно, и в обучении математике. Система зазубривания наи­зусть ограничивала дальнейшие возможности развития вавилон­ской науки; уже одни шумерские составные идеограммы с их чтением и переводами в современном издании на бумаге зани­мают несколько больших томов. Зазубренные же знания по сво­ему объему по могли превзойти способности человеческой памя­ти к удерживанию сведений, логически не связанных между собой.

Попыткой обобщения географических знаний является ново­вавилонская «карта мира», где земля изображена в виде плоско­сти, пересеченной реками Евфрат и Тигр, сбегающими с север­ных гор, и со всех сторон окруженной Мировым океаном, на по­верхности которого она, видимо, мыслилась плавающей; по ту сторону океана — острова, посещавшиеся лишь в древности ми­фическими героями. Предполагалось, что океан был окружен «Плотиной небес», а на пей покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землей находилась преисподняя. Но гео­графический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораз­до шире сохранившейся карты: уже в III—II тысячелетиях им была известна Индия, хотя позже путь в нее был временно уте­рян; к I тысячелетию до н. э. месопотамцы знали Эфиопию (Куш) и Испанию (Тартесс), а также, судя по некоторым кос­венным данным, Грецию, Среднюю Азию и снова Индию.

Еще одной побудительной причиной для развития некоторых отраслей познания были — как пи странным это кажется те­перь — культово-магические представления и практика. В нуж­дах культа разрабатывалась, например, музыкальная гармония (учение о ладах, длине струн). Среди множества ритуально-ма­гических текстов, вошедших в вавилонский письменный канон, были и заклинания, составленные для жрецов-знахарей и гада­телей. Но и занятия лженауками могли в конечном счете при­носить известную пользу. Гадатели записывали, а позже перепи­сывали в огромные своды «предзнаменования», т. е. наблюдения за природными явлениями, за поведением людей и животных, над формой овечьей печени при жертвоприношениях, над заме­ченными необычными особенностями анатомии людей и живот­ных (рождение уродов) и т. п.; та«ие наблюдения увязывались по принципу «после этого, значит, возможно, поэтому» с опреде­ленными событиями в жизни людей и государства. Ни одно сколько-нибудь значительное действие, предпринимаемое царем (да, вероятно, и частными лицами), не начиналось без предва­рительного гадания". Из записей таких «предзнаменований» ва- вилопяиами были извлечены первые исторические обзоры важ­нейших событий прошлого, память о которых пытались также поддерживать с помощью обычая царей оставлять описания сво­их деяний (они записывались на камне либо, чаще, на глиня­ных конусах или цилиндрах, помещавшихся под фундаментами дворцов и храмов, с тем чтобы они были в будущем найдены при сносе здания), а из записей астрономических и метеороло­гических наблюдений, сначала чисто эмпирических, впоследствии, уже в I тысячелетии до п. э., развились не только астральные культы и астрология, по и вычислительная астрономия: теория видимых лунных и планетных движений, предвычисление лун­ных затмений. Однако уже раньше, еще до середины II тысяче­летня до п. э., были выделены созвездия, наблюдались движения планет и т. д. Сравительно высокое развитие именно астрономии было, возможно, связано с особенностями употреблявшегося лун­ного календаря. Первоначально каждое государство-город имело свой календарь, по после возвышения Вавилона на всю страну был распространен принятый в Вавилоне календарь Нипнура. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (по­скольку период смены фаз луны равен приблизительно 29,5 су­ток). Из-за того что солнечный год длиннее лунного приблизи­тельно на И дней, для устранения этого несоответствия вводился (со старовавилонского периода — по всей стране одновременно) дополнительный месяц, однако твердые правила относительно его вставки были установлены лишь в середине I тысячелетия до п. э.; во II тысячелетии до п. э. високосные месяцы вставля­лись по усмотрению царской администрации, и нередко, вероят­но, с целыо увеличить поступающие поборы. Однако в любом случае необходимо было сообразовываться с реальными времена­ми года, а действительная величина расхождения года лунного с солпечпым могла быть установлена лишь путем астрономиче­ских наблюдений.

129

Вместе с клинописью вавилонские науки — и лженауки — бы­ли занесены во все страны Передпей Азии; но с течением вре­мени, особенно после вымирания клипонисной грамоты, многие научные открытия вавилонян (например, в области математики, химии) были утеряны и впоследствии открывались заново; одна­ко греческая и италийская (в первую очередь этрусская) куль­тура кое-что заимствовала и у вавилонян, как из наук, так и из лженаук (например, «науку» о гадании по печени), хотя, по-ви­димому, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию. Но с ноздневавилонской астрономией (IV—II вв. до п. э.) грече­ские ученые знакомились и непосредственно, и она оказала па лих заметное влияние; исторические знания вавилонян были пе­реданы грекам вавилонянином Беросом (ок. 290 г. до п. э.), со­ставившим также по-гречески историю своей страны. Шумеро-ва- вплопская система мер и весов легла в основу многих метроло­гических систем древней Передней Азии и оказала косвенное влияние па греческую метрологию, а шестпде.сятеричная система счета через вавилонских и греческих астрономов дошла и до на­шего времени: именно 01011 системой мы пользуемся и сейчас, когда оперируем градусами, минутами и секундами.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 4. ВАВИЛОНСКАЯ ТЕХНИКА И НАУКА:

  1. Наука и техника.
  2. Наука и техника.
  3. Наука и техника.
  4. Наука и техника
  5. 3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА И ТЕХНИКА
  6. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  7. 3. ВАВИЛОНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  8. Вавилонское царство.
  9. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  10. 3. Вавилонское царство при касситской династии
  11. Вавилонская башня для менеджеров
  12. §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
  13. 6.7. Наука
  14. § 37. Наука и культура
  15. Виды тренинговык техник
  16. Техники присоединения и ведения
  17. Социология как наука
  18. МЕТОДЫ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ