<<
>>

Социальный строй микенского общества. Государство

Основываясь на всей совокупности имеющихся данных, можно не сомневаться в том, что микенское общество было уже знакомо с классовым делением и дошло в своем развитии до государственной органи-зации. К сожалению, мы пока еще очень мало осве-домлены о конкретных особенностях Микенского го-сударства и не можем даже с уверенностью устано-вить, существовало ли в микенское время на территории Южного Пелопоннеса одно или два обо-собленных друг от друга государственных образова-ния.
Скорее, последнее, поскольку прочтенные до сего времени пилосские документы не дают оснований для другого вывода.

Оттиск золотой циллиндрической печати из погребения близ Пилоса. XV в. до н. э. Афины
По всем признакам Микены возглавлялись царями. О характере власти микенских царей можно со-ставить лишь очень приблизительное представление. В различных местах гомеровского эпоса, как извест-но запечатлевшего ряд различных стадий развития древнего общества с характерными для них особен-ностями социально-политического строя, власть ца-рей — басилеев — обрисована неодинаково. Если в одних случаях басилеи изображаются в поэмах в образе вождей племен, разделявших свою власть с со-ветом старейшин и народным собранием, то в других, напротив, подчеркивается их единовластие.
Реальные черты государственной структуры Микен, безусловно, следует искать во втором из этих двух образов. Может быть, уяснению характера власти микенских царей может помочь аналогия с древним Пилосом, о котором мы теперь располагаем зна-чительно большим числом сведений. Если исходить, как это, например, делает в своем исследовании С. Я. Лурье из уже прочтенных по методу Вентриса и Чэдвика пилосских надписей, то перед нами выри-совывается сложная картина в достаточной мере уже развитой социально-экономической жизни пилосско- го общества.
Основываясь на надписях, С. Я. Лурье приходит к выводу о существовании на принадлежащей Пило- су территории крупного землевладения. Пилосский царь («ванака») и воевода («равакета»), возглавляв-шие Пилосское государство, владели так называемы-ми теменами — земельными угодьями, величина которых по принятой в Пилосе системе определялась в 1800 и 600 мер получаемого с них зерна. Некоторые из пилосских должностных лиц («терета») также владели участками, эквивалентными 600 мерам зерна, т. е. равными темену воеводы. Любопытно, что в надписях эти земли называются полученными «от народа». Крупными земельными угодьями владели и храмы. Значительное число земель и «от народа» и храмовых сдавалось в аренду крупным (в их числе встречаются жрецы) и мелким арендаторам. Как сви-детельствуют надписи, отдельным лицам передавал-ся для содержания и ухода также и скот. Земля обра-батывалась рабами, зависимым населением (характер этой зависимости еще не ясен) и мелкими арендато-рами, имевшими участки, эквивалентные 9—10 мерам зерна.

Конь с колесницей. Фрагмент кратера, из Микен. Терракота. XIV—XIII вв. до н. э.
В тех же надписях упоминаются и живущие в особых поселениях ремесленники: плотники, каменщики, горшечники, пекари, портные, ювелиры и многие другие. Имея в виду известные нам памятники ремес-ленного производства того времени, можно считать, что микенское ремесло в системе разделения труда достигло значительно более высокой ступени, чем ремесло гомеровского времени. Сравнительно высокое развитие обмена и постоянные военные столкно-вения, безусловно, содействовали росту в микенском обществе социально-имущественной дифференциации. Об этом, в частности, свидетельствуют и погребения микенского времени, отражающие различные степени благосостояния погребенных в них людей:

Чаша-килик с росписью, из Микен. XIII в. до н. э.
от могил рядовых воинов и земледельцев со скудным инвентарем до роскошных толосов царей.
Таким образом, Пилосское государство этого вре-мени по всем данным являлось централизованной мо-нархией, обладавшей развитой административной системой. И сам город Пилос, и вся принадлежащая Пилосскому государству территория, по предполо-жению С. Я. Лурье, может быть включавшая в себя и часть Аркадии, была поделена на административные районы, управляемые особыми должностными лица-ми. Надписи называют ряд таких должностных лиц и в центре, и на местах. Содержание надписей свиде-тельствует о том, что при помощи этих должност-ных лиц государство взимало с подвластного насе-ления налоги, выплачиваемые натурой: пшеницей, просом, оливковым маслом, виноградными лозами, а также скотом — определенным числом баранов, овец, волов, коров, свиней. Другие функции упоми-наемых в надписях должностных лиц пока еще не достаточна ясны.
В целом социально-политический строй Микен и других ахейских государств, очевидно, должен быть охарактеризован как раннерабовладельческий, близкий по своей структуре к критскому, имеющий много общих черт с раннерабовладельческими государ-ствами Древнего Востока. Вполне также возможно, что микенское общество по своему характеру, как это думают некоторые ученые, во многом напомина-ло общество хеттов, с которыми ахейцы вели войны.
<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Социальный строй микенского общества. Государство:

  1. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
  3. 3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
  4. 3. Социально-экономический строй Ассирии и организация государства
  5. 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
  6. 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
  7. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  8. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
  9. 2.Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. 3. ) Социально-экономические отношения.
  10. Государственный строй Сефевидского государства в XVII в.
  11. 14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства