<<
>>

Софистическая школа

Проблему истины впервые доставила школа со-фистов. Софистическая школа представляет несо-мненно одну из самых трудных проблем в истории философии. Трудность состоит главным образом в установлении социально-политических корней этого течения, чрезвычайно пестрого и разнородного.

Самое слово «софист» имеет длинную историю.

Первоначально им обозначали мудреца. Всякий уче-ный, философ, изобретатель был софистом (по-гре-чески слово «софос» значит мудрый).

Но свое специфическое значение слово «софист» получило во второй половине V в. до н. э. В связи с расширением политической жизни все сильнее ощущалась потребность в общеполитическом образова-нии. Нужно было уметь выступить в собрании, защитить известные положения или опровергнуть про-тивника. Нужно было иметь некоторый запас юридических знаний. Целый комплекс проблем, связанных с социально-политической жизнью, естест-венно, должен был встать перед всяким греком, ко-торый хотел играть политическую роль.

Этим потребностям удовлетворяли особые учителя мудрости — софисты, которые читали лекции, вели платное обучение.

Чтение лекций было новостью по сравнению с предшествующим периодом развития философии. Софисты знакомят своих учеников с кругом некоторых теоретических проблем, а также обу-чают их практическим приемам ведения споров и доказательств.

Вот какой новый оттенок приобретает слово «софист»: это — платный учитель, профессор, читающий лекции для слушателей и преимущественно занимающийся кругом социальнополитических вопросов.

Наконец третье значение слово «софист» получило из той критики, которой подверглось софистиче-ское учение со стороны Сократа, Платона и Арис-тотеля. Сократовская школа, боровшаяся с софиста-ми, стала употреблять это слово в смысле обозначения человека, посредством всяких умствен-ных, логических фокусов доказывающего любое положение, если только ему за это платят деньги.

Это обвинение не было лишено оснований, потому что младшее поколение софистов, действовав-шее в конце V и начале IV в.

до н. э., действительно давало повод для обвинения их в словесном шарла-танстве и продажности. Вырождение греческой демократии приводило к вырождению политического красноречия. Мы помним, во что превратилось афинское народное собрание в IV в. до н. э. В этой среде политической демагогии, подкупа, коррупции, логических и словесных фокусов софисты стали иг-рать доминирующую роль. Но по отношению к старшим софистам обвинения Сократа и Платона были оправданы.

Софисты — это целая философская школа, которая впервые в истории философии поставила гносе-ологическую проблему. Понятно, почему именно со-фисты ее поставили. Они начали заниматься социально-политическими проблемами с определенной целью научить человека при помощи доказательств и рассуждений опровергнуть своего политического противника. Совершенно очевидно, что в связи с этим они должны были заняться общими вопросами о том, что такое истинное и ложное, откуда получает человек свои знания и т. п.

Софисты в истории философии обычно делятся на старших и младших. Старшие софисты действовали во второй половине V в. Деятельность младших софистов падает на конец V и начало IV в. Но эта грань довольно условна.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Софистическая школа:

  1. 44. НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ
  2. Школа человеческих отношений.
  3. Чикагская школа
  4. Поведенческая школа.
  5. 21. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  6. ТРЕНЕРСКАЯ ШКОЛА
  7. 3. Школа как канал вертикальной циркуляции.
  8. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  9. 8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ФАЙОЛЯ
  10. 68. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ШКОЛА А. В. ЧАЯНОВА
  11. Таллинская школа управленческого консультирования
  12. А. НЕОКЛАСИЧЕСКАЯ ШКОЛА