<<
>>

Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]

В некоторых надписях упоминания «великого царя хеттов» встречаются вплоть до VIII в. до н. э., но этот пышный титул тогда носил царь небольшого государства в верховьях Евфрата со столицей в г.

Кархемише. Он считал себя подлинным наследником Хеттского государства II тысячелетия до н. э. Культуру этого времени называют позднехеттской, или сиро-хеттской, ибо основное население этого провинциального осколка Хеттской державы было семитским (сирийским). Именно эти «хеттеяне» появляются на страницах Библии («хеттеянином» был, например, военачальник Урия, у которого царь Давид отобрал жену – красавицу Вирсавию, впоследствии родившую ему Соломона). К настоящим хеттам-индоевропейцам они имеют мало отношения. После ассирийских завоеваний VIII в. до н. э. и это «хеттское» царство перестало существовать.

Малая Азия I тысячелетия до н. э. известна по немногочисленным археологическим находкам и довольно богатой античной исторической традиции. В начале тысячелетия в центральной части полуострова существовало крупное и богатое государство Фригия.

Согласно легендам, его царь Мидас превращал в чистое золото все, к чему прикасался. Позднее ведущую роль в Малой Азии начинает играть Лидийское царство с центром в г. Сарды. Лидийский царь середины VI в. до н. э. Крез прославился своим богатством.

Предания о сказочных сокровищах малоазийских царей складывались не случайно. Здесь действительно добывали золото и использовали электр (сплав золота и серебра). Именно в Лидии в VII в. до н. э. впервые в мировой истории появилась монета. Через прибрежные греческие города Ионии лидийское изобретение быстро распространилось в эллинском мире.

Фригийский алфавит не уступает по древности греческому и практически не отличается от него. Поэтому до сих пор идут споры о приоритете: фригийцы ли заимствовали греческий алфавит сразу после его возникновения, или же, напротив, греческий алфавит возник на основе фригийского.

Во всяком случае, несомненно, что до персидского завоевания государства Малой Азии были теснейшим образом связаны с греческим миром. Цари посылали щедрые дары дельфийскому оракулу; они активно участвовали вместе с греками в военно-дипломатической игре той эпохи. В период архаики (VIII–VI вв. до н. э.) города Ионии, расположенные на западном берегу Малой Азии, были самыми развитыми центрами эллинского мира. Их расцвет не в последнюю очередь объяснялся близостью к переднеазиатскому миру с его тысячелетними культурными традициями.

<< | >>
Источник: Алексей Алексеевич Вигасин. История Древнего Востока. 2006

Еще по теме Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]:

  1. 3. Бог индийского Пантеона — Кришна
  2. 4. Хеттская культура
  3. Рельеф
  4. 4. РЕЛЬЕФ
  5. 8. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА
  6. Хеттское царство.
  7. Источники и историография Хеттского царства.
  8. Царская охота на льва [Рельеф из дворца Ашшурбанапала]
  9. Борьба Гильгамеша с небесным быком [Рельеф XXI в. до н. э. ]
  10. 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
  11. 2. Великая Новохеттская держава (XIV—XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства
  12. Глава 16 . ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
  13. Дарий I на троне, за ним стоит его сын Ксеркс [Рельеф V в. до н. э. ]
  14. Владыка Ассирии принимает дань от царя Израиля [Рельеф из дворца в Кальху. IX в. до н. э. ]
  15. Г. Г. ГИОРГАДЗЕ. Лекция 10. РАННЯЯ МАЛАЯ АЗИЯ И ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
  16. 1. Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII— XV вв. до н. э.
  17. ГРЕКИ И НАРОДЫ МАЛОЙ АЗИИ
  18. ХЕТТЫ И ФАРАОНСКИЙ ЕГИПЕТ
  19. 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАТТИ