<<
>>

Роль родовой организации

Родо-племенной характер социального строя го-меровской Греции сказывается во всех областях об-щественной жизни. Так, например, человек, утратив-ший по каким-либо причинам связь со своей родовой организацией и вынужденный искать пристанища на чужой стороне, оказывался на положении всеми пре-зираемого Ме&пазШг — безродного скитальца.
Ос-корбленный Агамемноном, Ахилл говорит ему:

Сердце мое раздирается гневом, лишь вспомню о том я, Как обесчестил меня перед целым народом ахейским Царь Агамемнон, как будто бы был я скиталец

презренный!

(«Илиада», IX, 646—648; ср. XVI, 59)

С другой стороны, самый факт появления таких стоящих вне рода «скитальцев» свидетельствует о начале социальной дифференциации, о возникнове-нии наряду с родовыми новых общественных отно-шений.

Защиту интересов своих сочленов перед «внешним миром» осуществляет фратрия. Никаких других органов, выполняющих ту же функцию в более ши-роких пределах, выходящих за грани родовой орга-низации, гомеровская Греция не знает.

Поэтому «ме- танаст» (так в поэмах называются люди, порвавшие со своим родом и фратрией) оказывается лишенным общественной защиты, и всякий может безнаказанно посягнуть на его жизнь, честь и имущество. Но и жизнь человека, сохранявшего связь с родовой орга-низацией, защищалась прежде всего не общественными органами, а его ближайшими родственниками, мстившими убийце по принципу «кровь за кровь». В последней песне «Одиссеи» родичи убитых Одиссеем женихов, «облачившись в крепкие, медноблестя- щие брони» («Одиссея», XXIV, 467), собрались за городом, чтобы общими силами расправиться с убий-цей. Один из них, Евпейт, обратился к взволнован-ным происшествием жителям Итаки со следующим призывом отомстить Одиссею:

Братья, молю вас — пока из Итаки не скрылся он в Пилос или не спасся в Элиду, священную землю элеян — Выйти со мной на губителя; иначе стыд нас покроет; Мы о себе и потомству оставим поносную память, Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам Здесь не отмстим...

(«Одиссея», XXIV, 430—435)

Таким образом, инициатива мести принадлежала прямым кровным родственникам, и только потом уже, по их призыву, за убитого вступались его соп-леменники. Естественно, что убийца, опасаясь мести со стороны членов филы или фратрии, часто пред-почитал покинуть свою родину:

Если когда и один кто убит кем бывает, и мало Близких друзей и родных за убитого мстить остается — Все ж, избегая беды, покидает отчизну убийца.

(«Одиссея», XXIII, 118—120)

Наряду с кровной местью у Гомера встречаются упоминания и о выкупе, выплачиваемом убийцей род-ственникам убитого:

...Брат за убитого брата,

Даже за сына убитого пеню отец принимает:

Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством.

(«Илиада», IX, 632)

Спор из-за выкупа описан в одной из сцен, изоб-раженных на щите Ахилла («Илиада», XVIII, 497 сл.).

Упоминания и о выкупе, и об обычае родовой мести позволяют предполагать, что оба эти института существовали одновременно. Это рас-крывает одну из типичных черт гомеровской эпохи: ее переходный характер. Конечно, во многих слу-чаях упоминания о чрезвычайно еще примитивных формах социальных взаимоотношений наряду с го-раздо более сложными и развитыми должны рассма-триваться как результат разновременных напласто-ваний — плод длительного образования обеих поэм, но в других случаях эти их особенности, несомнен-но, отражают реальные исторические черты описы-ваемого времени.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Роль родовой организации:

  1. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве
  2. 4.4. СБЛИЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  3. Поздняя родовая община.
  4. Ранняя родовая община.
  5. § 2. Дуально-родовой брак
  6. Родовая община.
  7. 8.1. РОЛЬ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
  8. 1.3. Роль человека и группы в организации
  9. § 1. Проблема родового понятия в социологии
  10. §2. Родовые общины охотников и собирателей
  11. 7.2.4. Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров