<<
>>

Рельеф

Рельеф как художественная форма давно был известен в странах Востока, но на эллинской почве он получил особое развитие и особое применение. Рельеф как изображение на плоскости сроден живописи, и это сходство в способах выражения сказалось в греческом искусстве в том, что в развитии художе-ственных форм рельеф следовал за развитием живо-писи.

Но для правильного понимания истории античного рельефа необходимо учесть еще одно обстоятель-ство.

Греки понимали, что рельеф занимает среднее положение между живописью и скульптурой, что он, подобно живописи, обладая возможностями для пе-редачи многофигурных сложных композиций, в то же время может придать последним и известную объем-ность. Это делало его прекрасным средством для ук-рашения зданий, так как давало возможность развить на архитектурных сооружениях видимые на большом расстоянии композиции с повествованиями о богах и героях.

И в конструкции греческого храма имелись детали, прекрасно подходящие для такой декоровки: метопы, фризы и фронтоны, не выполнявшие прямых конструктивных функций, могли быть свободно использованы для фигурных украшений, без наруше-ния ясной тектоники храма. Здесь открывалось широкое поле для применения рельефа, но вместе с тем последний становился декоративным, т. е. был связан отводимым для него строго ограниченным прост-ранством, к которому он должен был приспо-собляться; кроме того, художник обязан был считаться со всем архитектурным оформлением храма.

Декоративный рельеф должен был, следовательно, развиваться в сторону создания единых по своему сюжету крупных композиций, приноровленных к данной форме поля и в смысле внешнего впечатле-ния согласованных с архитектурными формами храма. Эта трудная задача разрешена была не сразу. Ар-хаическая эпоха добилась определенных результатов только для фронтона.

Требования, предъявляемые к декоративному ре-льефу, повлияли прежде всего на создание в Греции высокого рельефа (горельефа).

Плоский рельеф (ба-рельеф), едва отделяющийся от фона, не мог дать достаточно сильного зрительного впечатления в окру-жении мощных архитектурных частей дорийского храма и на той значительной высоте, на которой находились метопы и фронтоны. Отсюда развитие вы-

сокого рельефа, который затем перерос в фронтонах в круглую скульптуру.

Развитие фронтонных композиций протекало следующим образом. Фронтон представляет треу-гольник, ограниченный с двух сторон крышей, а с третьей стороны — гейсоном (карнизом) антабле-мента. Художнику предстояло создать такую ком-позицию, которая была бы единой, не нарушала про-порциональности отдельных фигур и в то же время занимала бы все поле фронтона, вплоть до его острых углов.

Древнейшая из известных нам фронтонных ком-позиций, украшавшая храм начала VI в. до н. э. на о. Корфу (древней Керкире), еще очень далека от удовлетворительного решения этой задачи. Вместо единой многофигурной композиции мастер дал здесь ряд не связанных друг с другом сцен и фигур. В центре помещается огромная, во всю высоту фронтона, фигура бегущей Медузы и рядом с ней ее дети — герой Хризаор и крылатый конь Пегас. В углах фронтона помещены миниатюрные по размеру дей-ствующих лиц сцены борьбы: в правом — Зевс с ги-гантом, в левом — еще не истолкованная сходная композиция. Чтобы сгладить контраст между колос-сальной Медузой и мелкофигурными группами в углах, художник поместил справа и слева от Медузы по большой, чисто орнаментально трактованной пантере.

Цельная по сюжету композиция встречается на маленьком рельефном фронтоне одной из сокровищ-ниц афинского Акрополя первой половины VI в. до н. э. Художнику удалось представить здесь один из подвигов Геракла — борьбу с гидрой — и удачно за-полнить углы фронтона туловищем змея-чудовища и огромным раком, приползающим по повелению Геры на место битвы. Однако пропорции фигур этой композиции не выдержаны, и художнику пришлось заставить коней, запряженных в колесницу Геракла, опустить головы и обнюхивать рака для того, чтобы поместить их во фронтоне.

На афинском Акрополе найдено было еще несколько фронтонных композиций VI в.

до н. э.

На примере этих памятников можно видеть, что во второй половине VI в. до н. э. скульптурное уб-ранство фронтонов состоит уже не из рельефных, а из частично или полностью отделившихся от фона фигур. Благодаря этому фронтонные композиции стали несравненно более доступны для обозрения с земли. Первое вполне удовлетворительное решение проблемы фронтонной композиции дают скульптуры храма Афайи на острове Эгина. Оба фронтона этого храма — западный и восточный — сходны между со-бой как по сюжету, так и по композиции, но стиль скульптур восточного фронтона более развит. Датой выполнения его считается начало 80-х гг. V в., в то время как западный фронтон, вероятно, был сделан несколькими годами раньше.

Перед нами здесь не рельеф, а статуи, отделив-шиеся от фона. Действующие лица изображены в раз-нообразных смелых позах. Устойчивость их обеспе-чивается мраморными подпорками, невидимыми для зрителей, так как они соединяли фигуры с задней сте-ной фронтона. В обоих фронтонах представлены сцены из мифов о взятии Трои при участии эллинских героев, сначала под предводительством Геракла и вторично при Агамемноне.

Центральное место в обеих композициях занимает стоящая во весь рост Афина, помогающая грекам в их борьбе. Слева и справа от нее группы бойцов. Ближайшие к центру фронтона герои изображены стоящими, за ними следуют падающие, раненые воины и подхватывающие их оруженосцы, далее колено-преклоненные стрелки, а в углах лежат на земле уми-рающие.

Так, не нарушая законов пропорциональности, мастерам удалось достигнуть цели путем простого чередования фигур, находящихся в различных поло-жениях.

Храм Афины Афайи на острове Эгина. Ок. 500—480 гг. до н. э.

Задача украшения метоп была не менее сложна. Имелся ряд прямоугольных, почти квадратных полей, окружавших здание со всех сторон и отделенных друг от друга таким же рядом триглифов. Предстояло заполнить их композициями, из которых каждая должна была быть замкнутой и в то же время представ-лять звено единого для всего комплекса повествова-ния.

Метопы зданий начала VI в.

до н. э. не связаны друг с другом сюжетным единством. Но на воздвиг-нутой в конце VI в. до н. э. афинской сокровищнице в Дельфах намечен правильный путь для решения проблемы. Художник выбрал здесь темой два цикла — подвиги Геракла и подвиги Тесея. Каждому подвигу отведена отдельная метопа, и все метопы, вместе взятые, дают последовательное повествование.

Статуя Афины с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина

Задача декоровки фризов была прямо противопо-ложна задачам композиции метоп. Если в последнем случае художник имел перед собой небольшое квадратное поле, то при украшении фризов ему при-ходилось думать о композиции, которая могла бы распространиться по длинной полосе, окружающей здание со всех четырех сторон. Решающее значение здесь играл выбор темы. Подвиги героев не годились, так как они в большинстве случаев представ-ляли единоборство с небольшим количеством фигур. Лучше всего здесь подходили массовые битвы и процессии. По большей части на каждой из четырех сторон фриза старались изображать отдельную сцену таким образом, чтобы зритель всегда видел перед собою какую-нибудь одну картину. Фриз со-кровищницы Сифнийцев в Дельфах разбит на отдельные сцены.

Раненый воин. Статуя западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Мрамор. Ок. 500 г. до н. э.

Кентавр. Статуэтка с афинского Акрополя.

Бронза. Конец VI в. до н. э.

Наиболее удачна композиция северной стороны фриза, изображающая борьбу богов с гигантами. Сцена полна оживления и разнообразия, фигуры распо-ложены здесь в нескольких планах.

Наряду с украшением крупных зданий рельеф служил также для украшения мелких архитектурных сооружений, и прежде всего надгробных стел. На одной позднеархаической стеле представлена целая жанровая картина. Закутанный в плащ человек стоит в свободной позе. Он опирается на посох, нагибается вперед, к своей любимой собаке, и дразнит ее цикадой, которую держит в правой руке. В рисунке этого рельефа много недочетов, но мастер остался доволен своим произведением и начертал на нем надпись: «Сделал Алксенор из Наксоса; полю-буйтесь».

Аристокл. Стела Аристиона, из Веланидези, Аттика. Мрамор. Ок. 510 г. до н. э.

Искусство архаики часто называют связанным, условным и схематичным и противопоставляют его реалистическому искусству V в. до н. э. Трудно спорить против того, что куросы и коры, а также другие произведения архаической скульптуры построены по отвлеченной схеме и что формы их стилизованы и ус-ловны. Тем не менее противопоставление в этом смысле искусства архаики и искусства V в. до н. э.

исторически не вполне правильно, так как оно вызывает представление о смене художественных направле-ний, тогда как на самом деле налицо имеются только фазы процесса развития греческого искусства в сторону реализма, процесса, протекав-шего, правда, не всегда равномерно, сопровождавшегося временными за-держками, но в целом направлен-ного к познанию природы.

Начав с заимствования готовых типов и схем, греческие художники еще в VIII в. до н. э. вступили на путь изучения и подражания природе.

Путь этот оказался длинным и трудным. Отражая внутренние про-тиворечия между различными про-слойками греческого общества, ари-стократией земельной и торговой и простым людом, искусство двигалось вперед к реализму в неустанной борьбе между старым и новым, от-живающим и возникающим. На этом пути были периоды, когда, каза-лось, одолевали консервативные тенденции. Таким замедлением по-ступательного движения в искусстве отмечены, например, последние годы правления Писистрата.

Художники этого времени в своих произведениях обнаруживают склонность к успокоению на достиг-нутом и стремление к утонченности и внешней эффектности. Но эта задержка была кратковременной. За ней последовал новый бурный по-рыв, который подвел греческое искусство архаического периода к самой грани перехода в новое каче-ство. Этот скачок, имевший всемирно-историческое значение, должен рассматриваться как надстроечное явление, возникшее в результате ста-новления афинской демократической республики и подобно последней бывшее результатом длительного ис-торического развития.

ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Рельеф:

  1. 4. РЕЛЬЕФ
  2. Царская охота на льва [Рельеф из дворца Ашшурбанапала]
  3. Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]
  4. Борьба Гильгамеша с небесным быком [Рельеф XXI в. до н. э. ]
  5. Дарий I на троне, за ним стоит его сын Ксеркс [Рельеф V в. до н. э. ]
  6. Владыка Ассирии принимает дань от царя Израиля [Рельеф из дворца в Кальху. IX в. до н. э. ]
  7. Меровингское искусство
  8. Архитектура и изобразительное искусство.
  9. §57. Расцвет империи во II (2-м) веке и. э.
  10. Бургундское искусство
  11. Возникновение и расцвет Мидийской державы.
  12. 6.5. Водный налог
  13. Передняя Азия
  14. § 4. Привязка типовых проектов к строительной площадке
  15. 2. Основные источники по истории Древнего Египта
  16. 5.5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
  17. § 59. Римская империя при Константине
  18. 5. Изобразительное искусство и архитектура
  19. § 48. Ранняя республика
  20. § 42. Повседневная жизнь греков