<<
>>

2. РАННИЙ АШШУР

Древнейшая политическая история Ашшура нам совершенно неясна. Известно лишь, что в XXI в. до н. э. оп был недолгое время подчинен царству Шумера и Аккада, и здесь сидел на­местник, оставивший надпись.
Впоследствии был составлен цар­ский список Ашшура, однако в первой своей части он недосто­верен: он начинается с «царей, живших в шатрах», но их перечень является не более как частью генеалогии аморейских пле­мен, к которым причисляли себя предки Шамши-Адада I, пра­вившего не только Ашшуром, но и всей Верхней Месопотамией в XIX в. до н. э.; о нем речь пойдет далее.

Первым исторически засвидетельствованным правителем Аш­шура" был Илушума, живший в XX в. до н.э. Он не носил царского титула; в качестве жреца-правителя он назывался ишши'аккум (транскрипция шумерского энси[ак]), а в качество главы городского совета (?) пазывался укуллум или вйклум. Оставленная им короткая надпись долгое время пе поддавалась объяснению, пока совсем недавно но была истолкована нами. Она гласит: «Илушума, ишши'аккум города Ашшура, ради (богини) Иштар, госпожи своей, (и) за жизнь свою построил храм; старую стену, пошатнувшуюся (?), восстановил; для (граждан) города моего я распределил дома[43]. (Далее речь идет об открытии новых источников в городе); освобождение (анду- рйрум) аккадцев, а также сынов их я установил, медь их я очи­стил; от мидру (ми. ч.)—от Ура, Ниппура, Авала, Кисмара, Де­ра до Города (т. е. Ашшура)—я установил их освобождение».

До сих пор это толковалось как описание предполагаемого воинского набега Илушумы на Нижнюю Месопотамию (о дли­тельном завоевании явно не может быть речи, так как обильные документы из Месопотамии этого времени не упоминают ника­ких признаков, хотя бы и временного, ашшурского завоевания). Помимо этого, слово апдурарум (перевод шумерского ама-р-ги «возвращение к матери», т. е. в первоначальное состояние) озна­чает отнюдь не политическое освобождение из-под чьей-то вла­сти, а освобождение от долгов, пошлип и т.

п. «Очистить» здесь также значит «освободить от поборов». Илушума не относит «освобождение» к собственным гражданам Ашшура. Значит, ско­

рее всего речь идет об освобождении «аккадцев и сынов их» от каких-то поборов, вероятно от торговых пошлин. Под «аккадца­ми» здесь, конечно, не могут пониматься ни люди аккадского языка вообще (такое применение термина было бы лишено по­литического смысла, ибо языковые общности в ранней древности не противопоставлялись друг другу); ни жители города Аккаде, столицы Саргона Древнего,— этот город давно перестал суще­ствовать. Под «аккадцами» следует понимать граждан перечис­ленных далее городов, а под «сынами (потомками) аккадцев» — граждан (в политическом смысле) тех же городов, по прожи­вающих за их пределами.

Трудность представляет слово мидру. Оно более нигде не за­свидетельствовано в аккадских текстах; почти все исследователи переводят его как «болото, лагуна», связывая его с арабским матар, митр — «дождь» и аккадским (вавилонским) митр, ми- тир — «дождевая (?) канава». Мы же предлагаем связывать это слово с арамейским мидр—«земля, ил, глина (как материал); земельный участок» и с арабским мадар—«ил, земля, глина, глинобитное сооружение» и особенно с арабским выражением ахль алъ-мадар ва-ахль аль-вабар—«горожане и кочевники», буквально «люди глинобитных сооружений и люди (палаток из) шкур»; по-аккадски также ваб(а)рум означает «чужеземец, не гражданин города», а вабартум — «торговый стан вис города».

Мы предлагаем понимать мидру как «зона, ограничивающий пояс или полоса оседлого (городского) населения»; тогда пере­числяемые города будут означать главные пункты по окраинам некоторой определенной «зоны»: южную пли юго-занадпую ее границу составят Ур и Пиппур8—па западе Нижней Месопота­мии; Дер, перевалочный пункт вавилонско-эламскон торговли,— юго-восточную; Авал и Кисмар*— восточную (па перевалах За- гроса) и сам Ашгаур — северную (Ашшур, как известно, тоже считался аккадским городом). Заметим при этом, что устанавли­ваемая таким образом зона носит не политический, а чисто гео­графический характер; она связана с торговыми путями, по от- пленается от существовавших в то время границ государств.

Эта беспошлинная зона соответствует территории, где могли действо­вать «аккадские» купцы, жители городов Нижней Месопотамии и самого Ашшура; далее этого пояса товары, вероятно, обмени­вались с торговыми посредниками городов, «внешних» по отно­шению к Ашшуру и Аккаду, не входивших в созданную Илушу-« мой территорию свободного торгового обмена.

Иначе говоря «сыны аккадцев», т. е. граждане аккадских городов, находившиеся в качестве торговых агентов или предста­вителей своих торговых сообществ па всех главных дорогах, н прежде всего дорогах, ведущих на юг, в Нижнюю Месопота­мию и через горы Загроса, были допущены Илушумой к беспош­линной торговле медью; взамен Ашшур мог, как засвидетель­ствовано и впоследствии, вывозить ткани. Торговля Ашшура в пределах этой зоны (с Гасуром) подтверждается и докумеп- тал ьно.

Примерно в то же время ашшурские купцы массами устрем­ляются в Малую Азию, чтобы припять участие в тамошней тор­говле — сначала, вероятно, также как торговцы тканями, а по- юм гг.лвным образом спекулируя на разпице в ценах металлов (дешсных в Малой Азии, дорогих в Месопотамии). Хотя боль­шинство многочисленных' документов малоазийских торговцев ХХ^-ХДХ вв. до и. э. (о которых см. в лекции 10) посвящено внутренним вопросам торговли в Малой Азии и отчасти в Аш- шуре, Сирии -и т. п., однако прослеживаются и более дальние связи (конечно^ через Ашшур); среди лиц, упоминающихся в этой переписке, названы гасурцы и хаваляпе.

Мероприятия Илушумы были продолжены Эрйшумом I; имен­но к сю времени, возможно, относятся первые письменные акты архивов торговой колонии (карум) Каниш в Малой Азии; мы полагаем, что с этого времени торговля ашшурцев в Напише стала контролироваться правителями, хотя существовать она должна была задолго до того. Именем Эришума клялись ашшур­ские торговцы в обязательной для них присяге. Эришум I, по­добно своему отцу Плушуме, оставил в Ашшуре надпись, дошед­шую до нас. Опа составлена им «за жизнь мою и за жизнь моего города». В пей сообщается, что в связи с начатыми большими строительными работами в храме бога Ашшура «город мой по моему призыву заседал, я установил освобождение (на) серебро, золото, медь, свинец (?), ячмень, шерсть (и все) вплоть до по­скребков (?) горшков п мякины». Здесь «освобождение» распро­страняется, таким образом, не на определенные группы купцов, а на весь оборот рынка.

Как организовывалась международная торговля, будет под­робно рассказано в лекции 10; здесь же отметим, что, во-первых, контроль государства в описываемом регионе был несравненно слабее, чем в Нижней Месопотамии, и, во-вторых, организация торговли имела, по-видимому, обратное воздействие на государ­ственное устройство. Составитель позднейшего царского списка отмечал, что продолжительность власти отдельных предполагае­мых древнейших правителей Ашшура (до Эришума I) ему не­известна. Сведения о продолжительности правления своих царей позднейшие писцы черпали из списков годичных эпонимов-лгш- единениях амореев.

Держава Шамши-Адада I, хотя и казалась такой мощной, не пережила своего основателя. После его смерти сын его, Ишме- Даган, правивший в Ашшуре, по-видимому, признал власть Хам- мурапи вавилопского, а в Мари тот же Хаммурапи изгнал его брата и посадил на престол представителя старой династии, Зимри-Лима, для того лишь, чтобы вскоре свергнуть его и раз­рушить сам город Мари.

Не исключено, что последний период архивов ашшурскпх тор­говцев в Канише (Малая Азия) относится уя;е ко времени после Шамши-Адада; так или иначе, размах их деятельности сильно сократился, а вскоре усилившиеся местные хеттские царства во­обще лишили ашшурцев всякой возможности торговать в Малой Азии.

В отличие от Мари, Ашшур гораздо меньше пострадал от превратностей этой эпохи; граждане города сумели накопить за предшествующий период большие богатства, город был невредим и по-прежнему находился на перепутье важнейших дорог; в ре­зультате касситского вторжепия в Нижнюю и Среднюю Месопо­тамию в середино XVIII в. при Самсуилуне Ашшур был отре­зан от Вавилона и освобожден от его политических посяга­тельств; хотя в то время город возглавляли слабые правители и сохранялось архаическое полуреспубликанское устройство, су­ществовали уже и предпосылки нового расцвета Ашшура.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 2. РАННИЙ АШШУР:

  1. 5. Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. э.)
  2. Н. Б. ЯНКОВСКАЯ. Лекция 8. АШШУР, МИТАННИ, АРРАПХЭ
  3. 83. Ранний возраст
  4. 1.6.РАННИЙ МАРКСИЗМ
  5. Глава 14. Ранний Рим
  6. 1. ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э.
  7. 46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)
  8. 42. РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (ГЕРЦЕН, ЛАВРОВ, ТКАЧЕВ, ЛЕНИН)
  9. § 19. Ассирийская империя
  10. 6. Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. э.)
  11. Ассирия
  12. 3. ГОРОД-ГОСУДАРСТВО АШІІІУР И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА