<<
>>

Рабство

Рабство «гомеровского» периода существенно отличается от рабства более позднего времени. В этом отношении весьма показательны термины, служившие для обозначения рабов. В поэмах рабы обыч-но называются бцаес часто ог%пеС (домочадцы) и очень редко ШсЬег тогда как в эпоху развитого рабства классического времени термин боцЛог становится наиболее распространенным .
Наименование ог%пеС представляется не случайным, так как в гоме-ровское время рабы фактически входили в состав се-мьи своего хозяина и наравне с прочими ее членами участвовали в общей хозяйственной деятельности. Иными словами, рабство носило еще патриархальный характер. Впрочем, такая характеристика была бы односторонней, если не отметить упоминаемых в гомеровском эпосе случаев иного отношения к рабам. В «Одиссее», например, подробно описывается жестокая расправа с рабынями, уличенными в потворстве женихам, сватавшимся за Пенелопу: все они были повешены на корабельном канате. Не менее суровая расправа постигла и козовода Мелантия:

Медью нещадною вырвали ноздри, обрезали уши,

Руки и ноги отсекли ему; и потом, изрубивши

В крохи, его на съедение бросили жадным собакам.

(«Одиссея», XXII, 475 сл.)

В «Одиссее» содержится еще интересное указание, представляющее собой общую оценку труда ра-бов:

Раб нерадив: не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возмется охотой: Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.

(«Одиссея», XVII, 320 сл.)

Здесь слышатся уже совсем другие ноты, далекие от патриархальной идиллии, предвещающие прибли-жение того времени, когда жестокая эксплуатация труда несвободных станет краеугольным камнем системы античного хозяйства.

Таким образом, содержа-щиеся в гомеровских поэмах данные о положении рабов раскрывают все те же характерные черты двой-ственности — двойственности переходной эпохи.
В целом гомеровский век должен быть признан только начальным этапом в том сложном процессе, который в конечном счете приводит античную Грецию к развитой системе эксплуатации несвободного труда.

Главным источником рабства в гомеровское время служит не внутренняя дифференциация общества, а война и плен. В этом отношении очень характерен уже упоминавшийся термин бцюс, происходя-щий от глагола баца^ю, что значит покорять, укрощать. Палатки Агамемнона, Ахилла и других ахейских вождей под стенами Трои были наполнены добычей и в особенности пленницами, захваченными в ходе военных действий. Во время войн обращение в рабство оставшихся в живых врагов было правилом, не допускавшим, по-видимому, исключений. Ан-дромаха, оплакивая смерть Гектора, горестно воскли-цает:

Ты, боронитель и града защитник и жен и младенцев! Скоро в неволю они на судах повлекутся глубоких; С ними и я неизбежно; и ты, мое бедное чадо, Вместе со мною; и там, изнуряясь в работах позорных, Будешь служить властелину суровому; или данаец За руку схватит тебя и с башни ударит о землю».

(«Илиада», XXIV, 729 сл.)

Очевидно, захват рабов являлся одной из главных целей войны. Для этого же предпринимались и спе-циальные набеги с моря на жителей побережья, как, например, в случае с Одиссеем, когда он со своими спутниками пристал к берегам Египта и

Вдруг загорелось в них дикое буйство; они, обезумев, Грабить поля плодоносные жителей мирных Египта Бросились, начали жен похищать и детей малолетних, Зверски мужей убивая.

(«Одиссея», XIV, 262)

Попадая в руки победителя, раб делался его соб-ственностью. Раба можно было подарить, выменять или наградить им победителя на играх.

Эксплуатация рабов, по данным поэм, связана прежде всего с использованием их в домах богатых людей. У Алкиноя, например:

Жили в пространном дворце пятьдесят рукодельных

невольниц:

Рожь золотую мололи одни жерновами ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками...

(«Одиссея», VII, 103 сл.)

Столько же рабынь трудились в доме Одиссея.

Часть их была занята перемалыванием зерна, другие

Ахилл, перевязывающий Патрокла. Роспись внутренней стороны килика из Вульчи. Ок. 500 г. до н. э.

носили воду из источника и были заняты иными хо-зяйственными работами по дому. Во время пиров рабы прислуживали своим господам и их гостям. Было в обычае предоставлять гостю рабынь для омовения после дороги и умащения тела благовониями. Впрочем, заниматься таким делом не считали для себя унизительным и свободные женщины. Неоднократно упоминаются в поэмах и случаи использования рабынь в качестве наложниц. Родившиеся от таких рабынь сыновья могли оставаться свободными. «...А я от рабыни купленной им родился, — рассказывает о себе Одиссей в вымышленной им повести, — но в се-мействе почтен, как законный сын, был отцом благо-родным» («Одиссея», XIV, 202 сл.).

Труд рабов применялся и в сельском хозяйстве, и в скотоводстве. В «Одиссее» встречаются упоми-нания о пастухах, свинопасах, значительно реже о рабах, занятых на полевых работах и в саду. Главная роль в хозяйственной деятельности, однако, еще пол-ностью принадлежала свободным.

Выяснение удельного веса труда несвободных в общественном производстве, так же как и установ-ление численности рабов в отдельных хозяйствах, наталкивается на непреодолимые трудности. В поэмах ничего определенного об этом не говорится; когда же в них приводится число рабов, неизменно фигурирует одна и та же цифра 50, причем она отно-сится только к рабам, непосредственно используемым в самом доме. И в «Илиаде», и в «Одиссее» о рабах упоминается сравнительно редко. На этом основании можно думать, что рабство в гомеровской Греции еще не достигло большого развития.

Это подтверждается общим строем хозяйственной жизни, носящим ярко выраженный натуральный ха-рактер. Каждое отдельное хозяйство обслуживало себя почти целиком собственными силами, не нуж-даясь в систематическом обмене с другими хозяйст-вами. Труд каждого отдельного земледельца еще не был в гомеровское время направлен на производство товаров, но преследовал более скромную цель — прокормить себя и свою семью.

В крупном хозяйстве басилея, использующего рабов и наемников, продукты, добываемые на полях, также шли прежде все-го на удовлетворение нужд самого хозяина, его мно-гочисленных гостей, домочадцев, рабочих и дворни.

Трудом, впоследствии считавшимся уделом рабов и черни, в век Гомера занимались все слои общества, начиная с высших. Ахилл и Патрокл сами приго-товляют для своих гостей пищу и питье («Илиада», IX, 205 сл.), хотя в других случаях этим делом заняты рабы и рабыни. Молодые, «бессмертным подоб-ные» братья царевны Навсикаи распрягают из ее ко-лесницы мулов, ранее запряженных туда рабами («Одиссея», VII, 5 сл.; VI, 71 сл.). Сама «видом по-добная богине», Навсикая вместе со своими рабынями стирает белье, а потом купается и играет с ними в мяч. Прядением в богатых домах занимались рабыни, но за этой работой мы застаем и супругу царя Одиссея Пенелопу. Не менее знакомо это искусство и супруге Гектора Андромахе. Хозяин роскошного дома Лаэрт работает вместе со своими рабами в саду и огороде, а Одиссей сам ходит за плугом. Одиссею хорошо знакомы и другие виды труда. Он сам делает себе кровать и обнаруживает незаурядное умение и опыт при сооружении плота («Одиссея», V, 243 сл.). Участвуя в общей работе плечом к плечу со свобод-ными, раб гомеровского времени, очевидно, не мог быть существом, по определению Аристотеля, «на-столько лишь причастным к разуму, чтобы понимать разумное, но не настолько, чтобы самому обладать разумом». Подобного, столь характерного для вре-мени Аристотеля, отношения к рабам в гомеровском эпосе нельзя обнаружить и следа. Наоборот, в образе раба-свинопаса Евмея в поэме выведен мудрый со-ветник и друг Одиссея. Он пользуется неограниченным доверием своего господина; его попечению вверены стада и имущество, которыми он распоряжается в достаточной мере самостоятельно. Так, например, «не спросясь ни царицы, ни старца Лаэрта» («Одиссея», XIV, 8), он строит дом и также без согласова-ния со своими хозяевами покупает себе раба. Когда же к Евмею в образе странника приходит Одиссей, он не останавливается перед тем, чтобы зарезать для своего гостя лучшую свинью из хозяйского стада и вместе с ним насладиться едой («Одиссея», XIV, 414 сл.). При встрече со своим господином Евмей целу-ет его в лоб. Подобным же образом поступают и другие рабы при встрече Одиссея у ворот его дома.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Рабство:

  1. Рабство
  2. Рабство
  3. Рабство
  4. Рабство
  5. Источники рабства
  6. §49. Рабство в Древнем Риме
  7. § 54. Рабство в эпоху Поздней республики
  8. Ф.А.ФОНХАЙЕК Дорога к рабству
  9. Испанские и португальские колонии.
  10. 53. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  11. 8. Политическое и правовое учение Аристотеля
  12. 75. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА
  13. Вавилонское царство.
  14. Классы