<<
>>

§12. Письменность и знания древних египтян

1. Загадочные письмена. Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знака­ми. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности назы­вали иероглифами — «священными письменами».

В египетском письме более семисот иероглифов. Перво­начально все они были похожи на рисунки. Когда-то егип­тяне просто рисовали всё, что хотели сказать: О — «солн­це», У]— «идти», ^— «хлеб», — «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, на­пример имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в XIV (14-м) веке до н. э. фа­раон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил един­ственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски — Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласка­ет маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатдн («Горизонт Атона»).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был оставлен и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенрав­ного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — ца­рицы Нефертити (см. рисунок на с. 62).

Древнеегипетская статуя писца.

Голова Нефертити. Древний скульп­турный портрет.

Тогда египтяне придумали следующее.

В египетском языке слово «рот» звучало как «ре», и они стали иероглифом обо­значать не только слово «рот», но и со­гласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в ка­ком-нибудь слове. Гласные звуки иерогли­фами не передавались. Если бы мы с вами так писали — без гласных, то значок й мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя Дима. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-оире- делитель, который не читается, а толь­ко подсказывает, о чём идёт речь. Таким

Поучения писцов ученикам

(Из документа на папирусе)

Будь писцом — он освобождён от всяких повинностей, от рабо­ты мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь пру­тьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было гладким и рука твоя мяг­кой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя будут все почитать и приветствовать. Писцы — у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе настав­ления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему.

способом мы бы записали слово «идём» так: ЙД а «Дима» — иначе: Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

2. Египетские папирусы. Стебель папи­руса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху кла­ли другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростнико­вые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался мате­риал, похожий на бумагу.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Кни­га получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — сви­ток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

3. Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все егип­тяне ходили в школу. Дети простых зем-

Как была разгадана тайна иероглифов

Два века назад в Египте нашли большой чёрный ^ ^ ^

камень, покрытый надписями. Одна из них была еде- иероглифами, другая содержала тот же текст по- 11 іилсгІАЮг-

гречески. Французский учёный Шампольбн заметил, что

некоторые иероглифы обведены овальной рамкой. При-

чём столько раз, сколько в греческой надписи встреча- —

лось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что КАРОПАТРА

так египтяне выделяли царские имена. На другом камне,

также содержащем один и тот же текст на двух языках,

он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры.

В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки

п, т, л — и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так

Шампольон доказал, что иероглифы — знаки письма,

Часть древнего папируса с математиче­ским чертежом.

которыми можно передавать звуки речи.

ледельцев и ремесленников редко станови­лись образованными людьми.

Папирус был недёшев, и сначала мальчи­ков учили писать на черепках битой посу­ды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали тонкой тростинкой, как кисточкой.

В пенале было два углубления: для чёрной и красной краски. Разводили краску водой из горшочка. Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Детей учили не только писать, но и счи­тать. Чтобы делать расчёты для строитель­ных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жре­цы составляли точный календарь и пред­сказывали, в какой день начнётся разлив Нила, — ведь это было очень важно. Для измерения времени они употребляли во­дяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «време­ни утекло».

Письменные принадлежности, найденные в Египте.

о 1
10
1 100
£ 1000
10 000
100 000
Обозначение чисел.

Не просто за звёздами наблюдали жре­цы — они как бы проникали в тайну дви­жения самих небесных богов. Многие зна­ния в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узна­ли простые люди.

Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Проверьте себя. 1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать? 2. Чему и как учили в школах Египта? 3. Кем становились вы­пускники школ? 4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца. 5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

Подумайте. 1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изо­бражением писца (см. рис. на с. 41)? 2. Как возникло выражение «пи­сать с красной строки»? Что оно означает?

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответь­те, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши маль­чика на спине его»?

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какие природные условия Древнего Египта были благо­приятны для земледелия? Чем?

® Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

О В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

• В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим че­ловеком?

• Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

• Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

• Какими знаниями обладали египетские жрецы?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §12. Письменность и знания древних египтян:

  1. § 15. Верования древних египтян
  2. §10. Религия древних египтян
  3. § 1. Природа и характер социологического знания Особенности социологического знания
  4. Письменность
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  6. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  7. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  8. 3. Язык. Письменность. Система обучения
  9. 2. Письменность
  10. 68. Письменные доказательства
  11. Письменность.
  12. 5. ПИСЬМЕННОСТЬ
  13. Письменная речь как источник информации
  14. Письменность и литература.
  15. Письменность и литература.
  16. 2.1. Письменные доказательства
  17. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
  18. Образование и письменность.
  19. Раздел 2 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  20. 7.1.4. Этические аспекты письменных коммуникаций