<<
>>

1. I ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕГИОД

Собствсппо Средним царством ирииято считать эпоху единого египетского государства, воссозданного на развалинах Древнего царства в самом конце III тысячелетия до н.э. выходцами из южного верхпеегипетского Фивапского нома — последними царя­ми XI династии, а затем упроченного фараонами следующей, XII династии, двухсотлетнее правление которых явилось време­нем расцвета и быстрого упадка.

Но между концом Древнего и началом Среднего царства ле­жит длительпый, охватываюший предположительно почти чет­верть тысячелетия так называемый Переходный период — время раздробленности и больших социальных потрясений, время оже­сточенной внутренней борьбы за новое объединение страны. Именно здесь, по-видимому, нужно искать истоки существенных отличий Среднеегипетского государства от минувшей эпохи Древ­него царства.

Распад единого государства, стремление помов к экономиче­ской и политической обособленности, их соперничество и борьба друг с другом пагубно отразились на всей экономической струк­туре страны, на единой ирригациопной системе — основе хозяйст­венного благополучия Египта.

И не случайно памятники времени эфемерных VII—X династий полны сведений о годах страшного голода, о пашнях, превратившихся в болота и непроходимые варосли, о пустующих полях, которые некому обрабатывать, так как обезлюдели богатые и процветающие области страны. Внут­ренняя борьба усугубляет и без того тяжелое положение Егип­та — гибель и разорение несут с собой непрекращающиеся раз­доры между враждующими номами. Естественно, что в такой обстановке нельзя исключить и серьезных социальных выступле­ний трудящегося населения страны, испытывавшего, без сомпе-

имя, наибольшие тяготы и лишения. Смутные намеки на волне­нии низов егинетского общества зафиксированы во многих доку­ментальных и литературных источниках той поры.

Большой, сильно поврежденный папирус, находящийся сей­час в Лейдене, сохранил страстный призыв некоего Ипувера — возможно, близкого правящим кругам северной части стфвны — к восстановлению прежних норядков в Египте, к воссозданию единого егинетского государства. В поэтической форме Ипувер взволнованно и ярко рисует, пожалуй, преднамеренно преувели­ченную картину бедствий разрозненной страны, где господствуют всеобщая вражда и озлобление, грабежи и убийства, где царят запустепне и голод, когда люди едят траву и запивают ее водой, питаются тем, чем раньше кормили свиней (имели место даже случаи людоедства). Рассказчик-поэт скорбит о разрушенных го­родах и разоренных номах, поверженных дворцах и осквернен­ных гробницах, печалится о прекращении исконных торговых связей с Восточным Средиземноморьем (уже нет кедра даже для саркофагов благородных людей!) и о нарушенных внутренних отношениях — охваченный смутой Юг не шлет на Север, как обычно, зерно и изделия ремесленников, плоды и благовонные масла, и жители окрестных оазисов не спускаются больше в Еги­пет со своими дарами. Негодует Инувер, видя, как варвары — азиаты и ливийцы, воспользовавшись слабостью Египта, вторга­ются в незащищенную Дельту и оиустошают ее. Но больше всего беспокоит его широкое восстание народа, современником которого был он сам или воспоминания о котором были еще живы. Страна перевернулась, подобно гончарному кругу, вещает Ипувер. Бед­няки стали богатыми, а имущие — бедняками, тот, кто не имел хлеба, стал собственником закромов, кто пе имел упряжки, стал владельцем стада, у кого не было даже лодки, стал владельцем судов, у кого не было хижины, стал владельцем дома, тот, кто не ткал для себя, одет в топкие полотна, знатные же люди в лохмотьях, кто не был в состоянии сделать себе гроб, стал вла­дельцем усыпальницы, тела же прежних владельцев гробниц выброшены в пустыню. Только восстановление старых порядков избавит Египет от всех этих потрясений и бедствий, ибо будет хо­рошо, вещает Ипувер, когда вновь будут восстановлены должности, когда люди вновь будут строить пирамиды, рыть каналы и взра­щивать сады, когда будет восстановлено положение знати; прекра­тятся грабежи и волнения, дороги станут безопасными, возрастет мощь Египта, и варвары, как и прежде, будут трепетать пе­ред ним.

В Ленинграде, в Государственном Эрмитаже, хранится папи­рус, содержание которого перекликается с Лейденским папиру­сом. Облеченный в форму пророчества, произнесенного перед царем Снефру, основателем могущественной IV династии, в его дворце ученым жрецом Неферти, текст этого документа повест­вует о тех же печальных событиях, о которых так ярко расска­зал Ипувер: перед нами снова встают знакомые картины упадка

и разорения, убийств и грабежей, голода и несчастий, смут и вторжений иноземцев. Цель пророчеств Неферти та же, что и у Ипувера,— призыв к восстановлению в стране единой власти, к возврату к старым порядкам в Египте. Но если призыв Ипуве­ра звучит еще просто как благое пожелание и не имеет конкрет­ного адреса, то пророчества, вложенные в уста жреца Нефертп, предрекают приход царя-южанина, уроженца Верхнего Египта, царя, который возложит на свою голову двойную корону египет­ских властителей, объединит Египет, усмирит внутренние распри, восстановит правду и устранит ложь, сокрушит ливийцев и азиатов, восстановит разрушенные пограничные укрепления. На­зывает Неферти и имя такого объединителя Египта — Амени, т. е. сокращенное имя основателя XII династии Амепемхета I.

Естественно предположить, что пророчества Неферти были составлены ужо па завершающем этапе борьбы за воссоединение страны под единым руководством и исходили из кругов, непо­средственно связанных с основателем повой династии; нризывы же Ипувера прозвучали, вероятно, раньше'.

Памятники позволяют проследить основные моменты борьбы за единство страны задолго до воцарения Амепемхета I. В се­редине XXII в. до н.э. провозгласил себя фараоном Ахтой (Хе­ти), правитель Гераклеопольского нома, расположенного в 120 км южнее Мемфиса (IX династия). Ахтою I и особенно царям сле­дующей, X династии удалось объединить часть верхиеегипетской долиныЗатем на юге страны усилился Фиванский ном. В Егип­те стали одновременно править цари X гераклеопольской и XI фи- ванской династий. В поучении гераклеопольского царя Ахтоя III сыну рекомендуется жить в мире с Южным царством. Однако столкновение было неизбежным. Гераклеопольские цари в борьбе с Фивами опирались па некоторых из номархов. Наконец, около 2040 г. до и. э. фиванский царь Ментухетеп I становится фарао­ном всего Египта. Начинается история Среднего царства.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 1. I ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕГИОД:

  1. 18.2.4. Предприятие переходного типа
  2. Страны с переходной экономикой
  3. § 3. Переходный период
  4. 23.3.3. Домашнее хозяйство в переходной экономике
  5. Налоговый учет в переходный период
  6. 3. II ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ГИКСОССКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
  7. Особенности формирования и регулирования бюджетных дефицитов в переходной экономике
  8. Становление моделей корпоративного контроля в странах с переходной экономикой
  9. § 6. Налоговые вычеты по НДС в переходном периоде
  10. 5. Проблема эффективного собственника в переходной экономике
  11. Статья 22. Переходные положения
  12. 50. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
  13. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
  14. Динамика инвестиционного процесса на переходном этапе развития российской экономики
  15. 65 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ПРИВАТИЗАЦИЯ
  16. Особенности экономики России в переходный период
  17. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ПЕРЕХОДНОМУ ПЕРИОДУ
  18. 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики
  19. 1.3. Формирование отечественного механизма целевого управления организацией в переходный период
  20. § 2.7. Практика резервных требований в развивающихся и переходных экономиках