<<
>>

1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Все еще 1« раннему периоду древности, хотя и к его самому последнему отрезку, относится создание цивилизации на крайнем востоке Старого Света — китайской.

Считается, что значительная часть древних племен не только нынешнего собственно Китая, но также Тибета, Бирмы, Таилан­да и Северпого Вьетнама говорила на языках сипо-тибетской (ки­тайско-тибетской)[112] семьи.

Лишь некоторые из этих говоров, осо­бенно распространенные в бассейнах Хуанхэ, Янцзы и южнее, легли в дальнейшем в основу позднейшего китайского языка. Полагают, что, возможно, уже в V тысячелетии до п. э. в бассой- яе Хуанхэ существовал как самостоятельная единица отдаленный предок китайского языка. Однако общего самоназвания — хань- жэнь, как теперь называют себя китайцы, не существовало вплоть до позднего периода древности. К этому же времени восходит н нынешнее наименование китайской письменности — ханьцзы (ханьское письмо).

Надо сказать, что ни одни из народов КНР никогда не назы­вал свою страну Китаем, а себя — китайцами.

Принятые у пас, эти назвапия произошли от передачи тюрками этнонима кидань (кытай, Китай) — народа, образовавшего в средние века огром­ную империю на территории Маньчжурии, Монголии и части Се­веро-Западного Китая. Самоназвание же народа, создавшего на территории Китая совместно с другими народами Восточной Азии одну из великих мировых цивилизаций, которая сохранила преем­ственность па протяжении тысячелетий и продолжает развивать­ся нопглие,— «ханьжонь», или «хапьцы» — происходит от наиме­нования дальневосточной империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до п. о.), хотя засвидетельствовано в памятниках лишь значительно позже. Предшественница Хань — империя Цинь (221—200 гг. до п. э.) также пе была забыта в мировой: истории: к ее имени восходят европейские названия Китая со времен античности — латинское Sinae, французское Chine, англий­ское China.

Государственные образования, возникавшие в пределах Ки­тая, вплоть до династии Цинь, осуществившей объединение стра­ны, не были результатом исторического развития одних хаиьцев. На территории Китая начиная с эпохи каменного века обитало множество разных этнических общностей (предположительно па- ряду с разными племепами — носителями сино-тибетских языков, носителями языков тунгусо-маньчжурской семьи, австронезийской семьи и т. п.). Они создавали свои самобытные культуры; к тому же экологические факторы обусловливали образование па этих территориях целого комплекса устойчивых этнокультурных ареа­лов, по своим масштабам соответствовавших целым странам. Лишь синтез этих культур сформировал на протяжении веков тот удивительный культурпо-исторический феномен, который мы на­зываем китайской цивилизацией. До того как возник термин «ханьцы», протокитайцы наделяли себя разными самоназваниями, среди которых нам известеп как один из самых ранних и, ноямировым оча­гом земледелия в Юго-Восточной Азии, восходящим, возможно, к IX—VII тысячелетиям до н. э. (ср. находки в Пещере Духов в Таиланде)[114].

И в Северном, и в Южном Китае существовали различные местные культуры, обладавшие собственной историей. Тому спо­собствовал характер ландшафта, обусловливающий известную изо­ляцию целых историко-географических областей, хотя и относи­тельную, ибо контакты и взаимные влияния не только в преде­лах Северного и Южного Китая, по и между этими основными контрастными зонами со времен глубокой древности были весьма ощутимыми. Это было тем более возможно, что экологические условия севера и юга страпы до середины I тысячелетия до н. э.

были несравненно менее различными, чем сейчас. По данным археологических раскопок, в это далекое время в бассейне Хуан­хэ обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды, тапиры, бамбуковая крыса, относя­щиеся к тропической и субтропической фауне. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, бо­лотами и озерами и отличалась жарким и влажным климатом.

Средпяя годовая температура была па 2° (по Цельсию) выше, чем сейчас. Таким образом, бассейн Хуанхэ в те далекие времена был более сходен с южными районами. Это облегчало возникно­вение более отдалепных и оживленных контактов между севером и югом, чем в ранние эпохи камепного века. Следует иметь в виду наличие месторождений олова в Южном Китае и Юго-Во­сточной Азии и обнаруженный в Таиланде древнейший очаг вы­плавки меди и бронзы, существовавший не менее чем за 3000 лет до н. э. В условиях влажных тропиков открытие бронзы не при­вело к столь значительному общественному прогрессу, как в Передней Азии. Но, возможно, этот факт помогает объяснить «внезапность» появления развитого бропзолитейиого производ­ства у обитателей Великой Китайской равнины, заложивших основу древнекитайской цивилизации. II тысячелетие до п. э. вошло в историю Китая как эпоха распространения локальных протогородских поселепий («городских культур») в долинах сред­него и нижнего течения р. Хуанхэ.

Великие аллювиальные долины Северного Китая с их речны­ми наносными почвами (охватывающие современные провинции Хэнаиь, Хэбэй, запад Шаньдупа и север Аньхоя до долины р. Ху- ай), а также лёссовые плато, возникшие, вероятно, в результате долговременного оседания частиц тонкого песка с разъедаемых ветровой эрозией нагорий Центральной Азии и занимающие рай­оны Шэньси (т. е. долины р. Вэй, р. Цзип, верхпего течения р. Хапь) и Шапьси (т. е. долину р. Фэнь), были исключительно благоприятны для земледелия. Муссонные ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация не была не­пременным условием земледелия, каким опа стала в этом ареале тысячелетием позже. Однако равнина вдали от рек была обвод- пена недостаточно. В низинах же, орошаемых Хуанхэ, русло реки подвергалось резким изменениям, затопляя огромные простран­ства. Показательно, что в древнейших архаических надписях конца II тысячелетия до н. э. из Апьяна знак «потоки воды» (наводнение) означал и общее понятие «беды», «бедствия».

Тай- фунные ветры, дующие с океана, тоже вызывали частые навод­нения. К тому же дремучие леса при переложном характере зем­леделия неолитических племен требовали постоянных корчевок. Осадки выпадали здесь нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Ненадежность погоды была постоянным фактором. Все это объясняет, почему развитие земледелия, восходящее в Север­ном Китае к концу V — началу IV тысячелетия до н. э., если не раньше,— притом что неглубокие г легкие почвы могли быть использованы под земледелие с помощью примитивной палки-ко­палки,— лишь во второй половине II и в I тысячелетии ДО II. э. привело к созданию прибавочного продукта и возникновению классового общества и государства.

Южный Китай — от долин великой реки Янцзы до берегов Южно-Китайского моря — покрыт субтропическими и тропиче­скими вечнозелеными лесами. Оп относится к экваториальному поясу, где природные условия со времен глубокой древности не очень отличались от современных.

Археологические находки свидетельствуют о непрерывной дея­тельности человека па территории Южного Китая на всем протя­жении каменного века. С VI—IV тысячелетий до п. э. здесь про­являются самобытные неолитические культуры. Благодаря хозяй­ственно-культурной деятельности племен Юго-Восточной Азии эта историко-этнографическая область стала родиной многих куль­турных растений и домашних животпых.

Однако, несмотря на наличие здесь древнейших очагов прими­тивного земледелия и обработки металлов, пересеченность релье­фа, нездоровый климат, непроходимые тропические заросли и фауна джунглей крайне затрудняли межэтнические контакты, препятствовали дальнейшему освоению человеком этих террито­рий, тормозили общественное развитие. Поэтому эпоха цивилиза­ции в целом наступила здесь позже, чем на севере Китая. Уточ­нить время возникновения цивилизации в Юго-Восточной Азии не позволяет пока ее недостаточная археологическая изученность. Есть данные о наличии здесь раннебронзовой культуры уже в IV—111 тысячелетиях до н. э.

13 IV—Ш тысячелетиях до н. э. в Северном Китае складыва­ется ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из ко­торых является яншаоский — с основным ареалом распростране­ния в районе бассейна р. Вэй и среднего течения Хуанхэ, прости­рающийся на юг в бассейн р. Ханьшуй до долины Янцзы. Характеризуемая расписной керамикой, полуоседлым неполивным подсечным земледелием (основпая культура — просо) и одомаш­ниванием целого ряда животных (свипьи, козы, овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота), культура Яншао типологически отно­сится к развитому неолиту \

Завершает каменный век в бассейне Хуанхэ позднепеолитиче- ский и энеолитический луншаньский комплекс, зпаменигый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикойПоэто­му луншапьская культура называется также «культурой черной керамики». Этногенетически связанный с классическим Яншао среднего течения Хуанхэ, луншаньский комплекс простирается

на восток и северо-восток до полуостровов Ляодун и Шаньдун и на юг и юго-восток в бассейн р. Хуай. Этот комплекс более компактен, чем Яншао; он отличается крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием и безусловно большей, чем в Яншао, ролью скотоводства, с призна­ками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла. Для культуры Луншань характерны поселения, окру­женные стенами из утрамбованной земли (до 6 м высотой и 10— 14 м толщиной). В Шаньдуне сохранилась «городская» стена про­тяжением 450 м с севера на юг и 390 м с востока на запад. Использование жителями луншаньских поселений разработанной техники гадания на лопаточных костях баранов, коров, свиней свидетельствует о складывании организованного культа и выде­лении в лупшаньской родовой общине жречества как особой со­циальной категории. Именно здесь намечается тот коренной пере­лом, который завершится созданием в бассейне Хуанхэ комплек­сов укрепленных иротогородских центров — очагов бронзовой ин­дустрии — с присущим им быстрым увеличением прибавочного продукта за счет выделения оседлого мотыжно-плужного земле­делия (возможно, с применением способа «спаренной вспашки» — сугэн, использующей тягловую силу двух человек) и отгонного скотоводства, в том числе коневодства, не говоря уже о развитии металлического, деревообделочного и других ремесел.

Сооружение стен вокруг поселений свидетельствовало о том, что в жизни общий Великой Китайской равнины резко возросла роль такого вида экономической деятельности, как война, и соот­ветственно в особую категорию выделилась военная знать во гла­ве с вождем-военачальником.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

  1. 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  2. «Кейнсианская революция» в экономической теории: общие замечания.
  3. 58. НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ И ОБЩИЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. Методологические замечания.
  5. Критические замечания
  6. Предварительные замечания
  7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  8. Вводные замечания
  9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  10. ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ
  11. Замечания к программе германской рабочей партии