<<
>>

3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ

Этрусское общество предстает перед исследователями в своих материальных и письменных памятниках и в трудах античных авторов уже несомненно дифференцированным в сословно-клас- совом отношении, однако данные источников недостаточно оп­ределенны, поэтому многие вопросы общественного строя этрус­ков трактуются в науке противоречиво.

Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Богатые и влиятельные семьи, по-ви- днмому, гордились своей принадлежностью к древним родам. Во­преки распространенному мнению, что названия некоторых эт­русских городов были образованы от имен знатных родов, су­ществует точка зрения, что, наоборот, имена этрусских родов были образованы от названий местностей, в которых располагались их земельные владения в Италии. Из этого делаются выводы, что этрусские роды образовались из разных этнических элементов, у которых не могло быть представления об общем предке, и что создавались эти роды искусственно, из престижных соображений, аод влиянием традиционного родового деления окружающих ита­лийских племен.

О богатстве знатных семей и эксплуатации ими многочислен- аых зависимых людей свидетельствуют их роскошные погребе- гия и в какой-то степени сцены пиров, изображенные на гроб- шчных фресках, а также письменные источники. Предполагает­ся, что экономической основой их могущества являлись крупное землевладение, внешняя торговля, горнорудные промыслы. Ха­рактер этрусского землевладения в целом неясен: некоторые ис­следователи полагают, что большая часть земель сосредоточива­юсь в руках этрусской знати; по мнению других ученых, >сновная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян.

Рядовые свободные граждане этрусского общества не высту- 1агот прямо в источниках, но их существование считается впол- ш вероятным.

На основании археологических данных и римских гараллелей предполагается наличие у этрусков военной органи­зации свободного населения, а следовательно — существование свободных земледельцев и ремесленников. Изображения пешпх л конных этрусских воинов, остатки оружия п колесниц, а также зоенная реформа Сервия Туллия, этрусского царя в Риме VI в. щ и. э., позволяют предположить, что рядовые воины были пе- сотиицами, а знать сражалась верхом или на колесницах. Пред­полагается, что этрусские ремесленники были организованы в трофессиональные коллегии, однако в этрусских текстах не вы- звлено термина для обозначения таких коллегий.

Античные авторы отмечают наличие в этрусском обществе щмашних рабов и зависимого земледельческого населения, ко­торое они обозначают термином пенесты. При этом Дионисий ^аликарнасский поясняет, что пенесты — это коренное население реческой области Фессалии, занимавшееся сельским хозяйством I работавшее на своих завоевателей. Л. А. Ельницкий, специа- шст по рабству в древней Италии, полагает, что, говоря о пе- шстах в этрусском обществе, Дионисий «имеет в виду коренное 1аселепие Этрурии, порабощенное тирренскими завоевателями»[106]. Здпако, учитывая, во-первых, обычное для античной традиции 1ротивопоставление пенестов и подобных им категорий настоя- цим рабам и, во-вторых, свойственное Л. А. Ельницкому расши- штельпое толкование понятия «рабство», по-видимому, следует 5олее осторожно толковать слова Дионисия о пенестах в эт­русском обществе, как покоренном тирренами местном населе- 1ии, обязанном какими-то платежами и повинностями в пользу овоевателей, но отличавшемся, однако, в правовом отношении от собственно рабов.

В этрусских текстах для обозначения зависимых людей упо- гребляются термины этера, лаутни, а также, возможно, лете. При современном состоянии изученности этрусских источников не­возможно уверенно соотнести термины этрусских текстов с «ра­бами» и «пенестами» античных источников.

Этрусское рабство, в отличие, например, от греческого или римского, не подвергалось в историографии столь же глубокому специальному изучению.

Считается бесспорным, что у этрусков существовало рабство пленных и купленных чужеземцев, но пет единства в оценке его характера. Фрески на стенах этрусских гробниц и сведения античных авторов позволяют утверждать, что рабы широко использовались в домах этрусской знати в ка­честве слуг, танцовщиц, музыкантов и т. п. Кроме того, источ­ники указывают на существование у этрусков обычая ритуаль­ных убийств рабов в форме смертельных поединков между ними и травли людей зверями. О последнем позволяет судить, напри­мер, фреска в так называемой «Могиле авгуров» в Тарквипиях, где изображена травля собакой человека с завязанным лицом.

О характере этрусского рабства существуют противоречивые суждения. Л. Л. Елышцкий оценивает его в целом как «прими­тивное», указывая на его домашний характер и связь с челове­ческими жертвоприношениями, которые обычно свидетельствуют о незначительной роли рабов в производстве. По мнению же А. П. Немировского, «у этрусков было более или менее развитое рабовладение». Он считает, что этруски применяли труд рабов не только в домашнем хозяйстве, но и на прямом производстве, например при обработке земли, рытье капалов, добыче металлов, строительстве крупных сооружений, хотя об этом и отсутствуют сведения в источниках.

Итак, несомненно существование рабов у этрусков, но сфе­ры применения рабского труда и в целом характер рабства опре­деляются разными учеными различно.

Другую категорию эксплуатируемых людей в этрусских го­родах-государствах, по-видимому, составляло покоренное тирре- нами местное население, которое сопоставляется античными ав­торами с фессалийскими пепестами, спартанскими илотами и дру­гими подобными категориями подневольного населения.

Политический строй этрусков также известен лишь в самых общих чертах. В течепие всей истории этрусского парода у не­го не было единого государства. В период своей независимости Этрурия, согласно античной традиции, являлась федерацией две­надцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых занимал небольшую территорию.

Точного списка этрусского две- надцатиградья не сохранилось. По-видимому, в его состав вхо­дили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Рузеллы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Кортона.

В случае выбытия одного из члепов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принима­лось другое государство. Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н. э., па их место в федерацию была принята [опулония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономич­еское значение крупного портового города и важного центра [еталлургии, в составе государства Волатерры.

Наличие в городе-государстве других поселений, кроме глав- :ого города, не было редкостью: например, город Цере имел юрт Пирги, город Тарквинии — порт Грависки. Эти портовые орода входили в соответствующий город-государство: их свобод- ые жители были его гражданами и воинами объединенного от- яда, например отряда Цере и Пирг.

По данным античной традиции, кроме древнейшего двенадпа- иградья в Этрурии этруски образовали еще два более поздних — Северной и Средней Италии. На севере они расселились в об- шрном бассейне р. По, на западе Средней Италии проникли в 1аций и Кампанию. В процессе колонизации этруски в одних лучаях основывали новые города, в других — устанавливали вое господство в городах местного населения. Например, в VI в. ,о п. э. известно правление этрусских царей в Риме, который ародился как город-государство еще в VIII в. до н. э., а как оселенне — и того раньше, в середине II тысячелетия до н. э.

Во главе каждого этрусского города-государства стояли вна- але цари-лукумоны. Власть лукумона, подобно власти греческих видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел и искусств. В Риме с раз­витием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афипе-Мепрве. Сохранились не­определенные сведения о верховном боге Вертумпе (Вольтумпо, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя — лишь одип из эпитетов бога Типа.

Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств — добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. По­добно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда п людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответ­ствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.

Главными местами отправления культа служили храмы, в ко­торых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, виио, плоды, масло, животных. Во время семейной трапе- 8Ы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что етруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похо­ронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III в. до п. з. римлянами; также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл че­ловеческого жертвоприношения и превратившись в публичное зре­лище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.

Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Эт­русский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.

Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Шрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвен­ных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т. п.). Шрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этру­сков их переняли римляне.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ:

  1. Глава 32. «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА». ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ ВО II В. ДО Н. Э. — V В. Н. Э. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
  2. 2. Общественный строй
  3. 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  4. Вопрос 23. Общественный строй арабского халифата
  5. 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН
  6. Общественный строй англосаксов (VII—VIII вв.).
  7. Общественный строй Кореи в Новое время
  8. Западные славяне в VI—XI вв. Расселение, хозяйственная жизнь, общественный строй.
  9. 3. Образование державы «Дуррани». Общественный строй и завоевательные походы
  10. 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО И. Э.
  11. 3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИТАЯ НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ
  12. 1. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.
  13. 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  14. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
  15. Политический строй.
  16. Политический строй Нидерландов
  17. 2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии
  18. Социально-экономический и политический строй Персии
  19. Социальный и политический строй Швеции в XVII в.