<<
>>

Монументальные эпиграфические источники

Монументальные источники разбиваются по содержанию на четыре категории: государственные, храмовые, общественные и частные. Последние, выполняемые по инициативе частных лиц, освещают обычно мелкие факты, имевшие отношение к судьбе отдельных людей или небольшой группы лиц.
Эти документы — надгробия, посвятительные надписи, надписи в честь отдельных лиц и т. д.— содержат данные о составе населения греческих государств, по истории культуры и культов, а иногда доставляют некоторые ценные сведения по экономической и поли-тической истории.

Более разнообразны сведения надписей, постав-ленных различными союзами и обществами граждан (религиозными, спортивными, учебными и в особен-ности профессиональными и торговыми). Только бла-годаря им стали известны многие важнейшие данные по экономике, организации производства и культуре античной Греции. Сказанное справедливо и в отно-шении храмовых надписей, которые касаются рели-гиозных установлений и храмового хозяйства.

Но наиболее полны и разносторонни эпиграфи-ческие документы, изданные от имени государства.

Содержание этих надписей весьма разнообразно. Во многих случаях они восполняют пробелы в истории древних греческих государств и исправляют неверные сведения некоторых авторов. Эти надписи содержат весьма богатый материал по экономике, государст-венному и социальному строю, внешней и внутренней политике, по истории социальной борьбы, культуре, культам и другим важнейшим сторонам жизни рабовладельческих полисов Греции. Как правило, надписи не всегда точно передают события, так как составители их по тем или иным причинам часто преувеличивали значение описываемых фактов либо их преуменьшали. Но даже некоторая тенденциоз-ность эпиграфического памятника может быть использована как источник для понимания настроений современного ему общества.
Другой особенно-стью эпиграфических источников является то обстоятельство, что обычно надписи не дают широ-кой исторической картины, а отражают только от-дельные события.

К сожалению, количество эпиграфических памят-ников, находящихся сейчас в распоряжении истори-ческой науки, еще недостаточно. Очень мало надписей из второстепенных греческих государств, территория которых археологически исследована плохо. И в хронологическом отношении эпиграфические тексты (общее количество их доходит до 100 тыс.) распределяются весьма неравномерно: если надписей VIII—VII вв. до н. э. (история которых известна очень мало) дошло лишь несколько десятков, то надписей V—IV вв. до н. э. известно уже несколько тысяч; еще больше возрастает число эпиграфических памятников последующих веков.

Во все времена истории Древней Греции изготов-ление и установка каменных плит с постановлениями государств или союзов граждан производилась только по специальному решению, причем для на-блюдения за изготовлением надписи часто выделяли должностных лиц. Текст надписи писали сначала на провощенных деревянных дощечках, на коже, на свинцовых табличках или на папирусе (особенно с IV в. до н. э.), и с этого оригинала резчик переносил текст на камень или мрамор. Оригиналы надписей хранились в государственных архивах. В особо важных случаях надпись вырезывали в двух-трех экземпля-рах, причем копию посылали в тот город, о котором шла речь в постановлении.

Государственные декреты, вырезанные на камен-ных или мраморных досках (стелах), выставлялись «на самом видном месте», как гласило обычно поста-новление об установке надписи. Часто текст декретов вырезывали на стенах храмов, портиков и других общественных сооружений, которые стояли в наиболее посещаемых местах.

Использование надписей в качестве исторических источников началось уже в древности, — Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Диодор и другие авторы обра-щались к ним при составлении своих трудов. Среди найденных эпиграфических памятников оказалось несколько документов, которые полностью подтверж-дают сведения древних историков.

Особенно точно и добросовестно использовал надписи Фукидид: при-водимый им текст договора 420 г. до н. э. между Афинами и Аргосом, Мантинеей и Элидой оказался почти тождественным тексту договора, найденному на плите в Афинах.

В эпоху раннего средневековья, когда на большей части территории бывшей Римской империи угас интерес к античной культуре, древние надписи были в полном пренебрежении. Только с эпохи Воз-рождения они начали вновь привлекать внимание. Однако эпиграфика как наука сложилась только к началу XIX в. С этого времени использование эпи-графических документов, как и литературной тра-диции, стало неотъемлемой частью исторических исследований.

Перейдем к краткому обзору наиболее интересных надписей изучаемого периода.

Памятники греческой эпиграфии известны уже с XI в. до н. э., к которому относится древнейшая греческая надпись — посвящение Нереидам, дочерям Посейдона, на сосуде из поселения Асины в Пело-поннесе. К числу древнейших эпиграфических памят-ников относятся также надписи с острова Феры, вы-резанные на скалах, которые датируются VIII в. до н. э. К VII— VI вв. до н. э. относится уже целый ряд надписей. К этому времени во многих городах вошло в обычай выставлять для всеобщего сведения тексты конституций, высеченных на трехгранных, суживаю-щихся кверху столбах. Один из этих кодексов — хиосские законы — обнаруженный в 1900-х гг., позво-ляет выяснить некоторые черты государственного ус-тройства Хиоса около 600 г. до н. э.

В конце VII— начале VI в. до н. э. грамотность в Греции получила более широкое распространение. Из эпиграфических текстов этого времени весьма ин-тересна надпись из Нубии, нацарапанная около 594— 589 гг. н. э. на левой ноге колоссальной статуи Рамсеса II. В ней греческие наемники, находившиеся на службе египетского фараона Псамметиха II, сообщают о проделанном ими с этим царем походе до второго порога Нила и приводят свои имена. Так стрем-ление нескольких солдат увековечить свои имена со-хранило для истории сведения об этом походе.

Возможно, что многие документы в VI в.

до н. э. писались на металлических табличках. На такой таблице до нас дошел, например, текст договора между общинами элейцев и гераитов (Аркадия), заключен-ного в VI в. до н. э. сроком на сто лет: обе стороны обязывались по этому договору стоять друг за друга во всех делах, а особенно в войне. Бронзовая табличка с этим текстом была найдена в Олимпии.

Весьма примечательно, что с распространением греческой письменности даже цари соседних с греками народов использовали ее для своих надписей. Знаменитый царь Крез, правивший в Лидии (560— 546 гг. до н. э.), на подаренных им храму Артемиды в Эфесе колоннах начертал по-гречески свое посвя-щение. По-видимому, Крез сделал это в подражание греческим обычаям; многие греческие правители того времени, посвящая богам статуи, части храмов или небольшие строения, писали свои имена. До нас до-шли тексты посвящений Писистрата, внука афинского тирана Писистрата, бывшего архонтом в Афинах в период между 527—510 гг. до н. э., Гистиэя, правившего в Милете в 524—504 гг. до н. э., и др.

Перечисленные выше памятники греческой пись-менности показывают, что сохранившиеся надписи раннего времени по большей части представляют собой религиозные посвящения. Значительно разнооб-разнее по своему содержанию греческие надписи V в. до н. э.

От эпохи греко-персидских войн сохранилось довольно много надписей, подтверждающих рассказы античных авторов о событиях того времени. В честь победы при Марафоне афиняне принесли богатые дары в храм Аполлона, о чем гласит надпись на стене афинской сокровищницы в Дельфах. На острове Саламине была обнаружена мраморная плита с эпитафией коринфских воинов, погибших в битве в 480 г. до н. э. Весьма важным источником является другая надпись эпохи греко-персидских войн, выгравированная на бронзовой витой колонне, посвященной спар-танцами Аполлону Дельфийскому в честь победы над персами при Платеях. В ней перечисляются почти все греческие города, участвовавшие в освободительной борьбе с персами.

Много надписей, начертанных в честь побед гре-ков в этой войне, с течением времени стерлось и было забыто последующими поколениями. Но иногда зна-токи старины восстанавливали древние тексты, прибавляя к ним несколько слов от себя. Так, в IV или V в. некто Элладий восстановил эпитафию на могиле мегарцев, убитых в 480—479 гг. до н. э., и сообщил, что город ежегодно продолжает чествовать павших героев принесением им в жертву быка.

Сведения древних авторов о внутреннем устройстве и о взаимоотношениях греческих полисов в период между 479—431 гг. до н. э. также в значительной мере дополняются надписями. Количество найденных надписей этого времени в несколько раз превосхо-дит число более древних.

Из них мы узнаем о многих событиях. В надписях, обнаруженных на острове Теосе, которые были вырезаны около 470 г. до н. э., например, прокли-наются нарушители общественного порядка: отравители, лица, препятствовавшие ввозу хлеба на Теос, лица, не выполнявшие распоряжений государ-ственных должностных лиц, виновные в разбое, пре-дательстве интересов полиса и других преступлениях, а также лица, которым вздумается портить текст этого постановления.

В 460—455 гг. до н. э. в Галикарнассе на мраморной стене был вырезан закон о порядке разбора дел, касающихся споров о недвижимом имуществе. По-ви-димому, ожесточенная социальная борьба, происхо-дившая в городе, сопровождалась частыми конфиска-циями имущества, каждый раз приводившими к су-дебным процессам.

Замечательным памятником раннего греческого права является знаменитая Гортинская надпись. Она была вырезана на стене какого-то государственного здания города Гортины на Крите около 450 г. до н. э. Текст надписи, насчитывающий до 17 тыс. букв, пред-ставляет собой собрание законов, действовавших тогда в Гортине.

По-видимому, данный вариант гражданского кодекса был не первым в Гортине, так как были обна-ружены каменные плиты с остатками более ранних законов. В гортинских законах нашли отражение почти все стороны жизни этой общины. Очень подробно излагаются правила раздела и наследования иму-щества, причем проводится строгое различие между отцовским и материнским имуществом. Раздел, трак-тующий о правах и обязанностях дочерей — наслед-ниц отцовского имущества, самый длинный во всем кодексе. Статьи этого раздела ясно показывают, что в середине V в. до н. э. в Гортине продолжало суще-ствовать представление о родовой собственности.

Особенно интересны статьи, в которых трактуются отношения свободных и рабов. Отражая срав-нительно раннюю ступень развития рабовладельческого общества, законы в некоторых случаях ох-раняют раба. Так, например, никто не может, не нарушая закона, увести к себе раба или свободного человека до специального постановления суда. В гортинских законах упоминаются кроме рабов раз-личные группы другого зависимого населения и приводятся законодательные нормы, восходящие к глубокой старине.

Во многих греческих городах также были найдены эпиграфические памятники законодательного ха-рактера. Интересным примером строгой регла-ментации жизни граждан является надпись V в. до н. э. с острова Кеос о погребальных обрядах. Согласно этому закону, покойника заворачивали в три ги- матия, стоимость которых не должна была превышать 100 драхм. Количество вина и масла, которыми совершали возлияния, не должно было превышать трех хоев (мера жидкости) вина и одного хоя масла. Наряду с финансовыми ограничениями государство требовало выполнения ряда других правил, в том числе и гигиенических — омовение лиц, принимав-ших участие в похоронах, и т. д.

Весьма многочисленна группа надписей, повест-вующих об исторических событиях. В этом отношении весьма характерны надписи V в. до н. э. с острова Крита, отражающие столкновения между критскими городами или дающие текст заключаемых после таких столкновений мирных соглашений.

Наиболее интересные документы по истории по-литической жизни Греции в V—IV вв. до н. э. дают ос-татки «каменного архива» Афин. Многочисленные плиты сохранили самые разнообразные тексты: поста-новления народного собрания, посвятительные и стро-ительные надписи, отчеты казначеев, списки союзных городов, плативших форос, списки должностных лиц, победителей на состязаниях, павших воинов, торже-ственные надписи эфебов, пограничные камни, записи о покупке и продаже, о закладе земли, декреты религиозных обществ, надгробия. Количество афинских надписей резко увеличилось после 460 г. до н. э., когда в Афинах окончательно сложилась система демо-кратического рабовладельческого государства.

Согласно существовавшему в Афинах порядку, государственная казна отпускала специальные средства на установку надписей. Цена надписи зависела не только от количества строк и букв, но и от мате-риала плиты, качества выполнения надписи, величины букв и т. д. Так, в Афинах, чтобы вырезать на мраморной плите надпись, состоящую из 100 строк, по 31—32 букве в строке, в начале IV в. до н. э. нужно было заплатить 60 драхм. Мастерство резчиков по камню в это время достигало высокого уровня.

Постановления афинского народного собрания писались по установившейся форме. Вначале вырезали слова «Было решено советом и народом». Затем указывали, какая комиссия (притания) заседала в Совете пятисот и кто был секретарем совета; далее писали имя председателя народного собрания и имя архонта-эпонима, т. е. должностного лица, именем которого обозначался данный год (должно отметить, что не всегда архонт-эпоним упоминался в декрете). За вышеперечисленными должностными лицами следовало имя лица, предлагающего решение по данному вопросу, и текст самого постановления.

Благодаря строгой последовательности в соблю-дении этой формы удалось установить точную дату многих декретов, так как списки афинских должно-стных лиц с указанием, в какой год какой Олимпиады они исполняли свои обязанности, дошли до нашего времени. Наибольшей полнотой отличаются списки афинских архонтов после 480 г. до н. э. Из двухсот архонтов предшествующего периода пока что известно только 65 имен, причем время правления большинства еще не определено. Для периода 480—302 гг. до н. э. почти весь список архонтов сохранен Диодором; отсутствующие у него имена были восполнены эпиграфическими находками. Список ар-хонтов, выполнявших свои обязанности в период с 301 и до 101 г. до н. э., восстановлен на основании надписей. Таким образом, наука располагает сейчас списком афинских архонтов, начиная с архаического и кончая уже римским периодом истории Афин.

Эпиграфические памятники в значительной мере дополняют свидетельства древних авторов о возвы-шении Афин в V в. до н. э. и распространении афинского владычества на другие полисы.

До нас дошли постановления афинского народного собрания об установлении демократического правления в малоазийских городах Эрифрах, Колофоне и Милете. Особенно интересно постановление отно-сительно Эрифр, принятое между 470 и 450 гг. до н. э., которым самым подробным образом устанавли-валась система управления Эрифрами. Известны также надписи, куда заносили суммы получаемого Афинами от союзников фороса. Такого рода записи ве-лись в Афинах с 454—453 и 425—424 гг. до н. э. В первые 15 лет афиняне записывали поступления на большом блоке пентеликского мрамора (высотою около 3,6, шириною — 1,1, толщиною — 0,38 м), поставленном на акрополе, причем текст был вырезан на всех его четырех сторонах. Запись доходов от союзников за следующие 8 лет была вырезана на мра-морной плите меньших размеров, а списки фороса с 431—430 г. до н. э. вырезывались каждый на отдель-ной плите. Сначала перечисление союзников велось без системы, позднее названия городов группировали по географическому принципу.

Списки плательщиков фороса являются первосте-пенными историческими источниками и, несмотря на относительно плохую их сохранность, позволяют сделать ряд важных исторических выводов. Дело в том, что ни один из античных историков не дал пере-числения полисов, входивших в Афинский союз. Только благодаря надписям стали известны названия около 265 городов, плативших форос. Те же надписи позволяют установить изменения в составе Афинского союза в различные годы его существования, особенно в период Пелопоннесской войны. Из них, например, известно, что в годы войны некоторые города платили форос находившимся на их территории афинским военачальникам, некоторые были освобож-дены почти совсем от его уплаты.

В надписях нашли отражение и восстания союзников. В этом отношении весьма важным документом является афинская надпись от 446—445 гг. до н. э., определяющая положение города Халкиды после подавления антиафинского восстания на Евбее. В этом декрете, в частности, указывается, что халки- дяне могут пользоваться всеми внутренними свобо-дами (неприкосновенность личности, имущества и т. д.) при условии подчинения народу афинскому. Все взрослые мужчины Халкиды должны были принести клятву в том, что они не отпадут от народа афинского, будут платить установленный форос и повино-ваться афинянам. Не принесший клятву лишался гражданских прав, а имущество его подвергалось конфискации. Среди других условий приводится положение, что халкидские суды имеют право разбирать все дела, кроме наиболее важных (о беглецах, об убийствах и о лишении гражданских прав), пере-даваемых на решение суда в Афинах. Не менее яркие следы в документальном материале оставило после себя восстание союзников в 441—439 гг. до н. э.

Афинская политика экспансии на запад отразилась в надписях, содержащих тексты договоров между Афинами, Керкирой, сицилийским городом Леонти- нами и южноиталийским Регием. Энергичная строи-тельная деятельность афинской демократии становится ясной благодаря открытию финансовых декретов народного собрания, перечисляющих расходы афинской казны по постройке отдельных зданий.

События последней трети V в. до н. э. весьма по-дробно изложены в работе Фукидида. Поэтому боль-шинство надписей этого времени не имеет такого ис-ключительного значения для историков, как тексты предыдущего или последующего периодов. Более того, точность сообщаемых Фукидидом фактов поз-воляет восстанавливать некоторые плохо сохранив-шиеся надписи. Например, в большом тексте дого-вора о союзе на сто лет, заключенном в 420 г. до н. э. Афинами, Аргосом, Мантинеей и Элидой, некоторые строки были восстановлены по изложению этого до-кумента у Фукидида (V, 47).

Все же ряд надписей имеет исключительное зна-чение для понимания событий того времени. Большое количество мраморных стел с перечнем сумм, выданных в разные годы из сокровищницы богини Афины, показывает, как много было истрачено Афинами в этой войне. Записи поступлений фороса от союзников свидетельствуют об усилении финансово-го нажима Афин. Одновременно Афины пытались возможно полнее подчинить себе экономику союзных городов. Фукидид умолчал об этой политике, намек на которую сохранился в «Осах» Аристофана. Между тем афинский декрет, принятый около 423 г. до н. э., показывает, что афинское собрание выносило по меньшей мере два раза постановление, запрещавшее союз-никам чеканить свою серебряную монету и пользовать-ся неафинскими монетами и мерами веса и длины.

Очень интересные данные, касающиеся уже внут-реннего положения самих Афин в годы войны, содержатся в дошедшей до нас описи проданного имущества осужденных по процессу гермакопидов (415— 414 гг. до н. э.). Обычно инвентарь распродаваемого имущества заносился на деревянные дощечки, но в данном случае, в связи с тяжестью преступления и чтобы увековечить наказание виновников, записи были сделаны на мраморных досках. В одном из ин- вентарей содержится список рабов с указанием цен на них: кариец-юноша стоит 174 драхмы, фракиец — 170, скиф — 144, иллириец — 121 и т. д. Эти цен-нейшие данные весьма важны не только для истории Афин, но и для изучения античного рабовладения.

Неудачи Афин в войне привели к отпадению в 405 г. всех союзников, кроме самосцев. Жители Са-моса не только не изменили Афинам, но сами обра-тились с предложением продолжать войну. Ответ афинян был вырезан на мраморной плите, украшен-ной рельефом с фигурами богинь — покровительниц обоих государств: Афина и Гера изображены пожима-ющими друг другу руки. Столь же выразителен и текст декрета: самосцы получают афинское гражданство, им предоставляется право установить у себя такую фор-му управления, какую они сами захотят, и т. д.

Спартанских надписей известно гораздо меньше. Из-за этого многие вопросы истории этого государ-ства остаются невыясненными. Можно указать только на одну интересную надпись эпохи Пелопоннесской войны, свидетельствующую, что спартанцы ор-ганизовали в 427 г. до н. э. сбор взносов на ведение войны. Как следует из текста этой надписи, взносы деньгами, зерном и изюмом делали не только частные лица, но и государства. В этом отношении любопытно упоминание в списке жертвователей Эфеса, Хиоса и Мелоса, официально считавшихся союзни-ками Афин.

По окончании войны спартанцы провели ряд ан-тиафинских переворотов в подчиненных раньше Афинам городах. На Делосе был найден кусок мра-морной плиты, представляющий собой фрагмент спартанского декрета, принятого между 403 и 398 гг. до н. э. Согласно этому постановлению делосцы получали автономию и право самостоятельного управления храмом и его казной.

Если мы обратимся теперь к надписям первой по-ловины IV в. до н. э., то и из них подавляющее боль-шинство принадлежит Афинам.

Тексты афинских надписей первых десятилетий IV в. до н. э. отражают попытки Афин вернуть прежнее положение путем привлечения на свою сторону возможно большего числа греческих государств. Три постановления народного собрания, содержащие тексты договоров с Беотией (395 г.), с Локридой (395 г.), с Эретрией (394 г.), показывают, что это были воен-ные союзы, предусматривавшие взаимную помощь.

О деятельном участии афинян в Коринфской войне свидетельствуют надгробные плиты с именами павших под Коринфом и Коронеей. Настоящим произ-ведением искусства является надгробие Дексиелея, юноши из афинской конницы, убитого под Коринфом, о смерти которого сообщает и Ксенофонт в «Гречес-кой истории».

Важным дипломатическим документом является и принятое в 393 г. до н. э. постановление афинского совета в честь сиракузского тирана Дионисия и его братьев. Другой декрет 386 г. до н. э. показывает, что афиняне имели большой успех во Фракии. В эти же годы афиняне, как о том свидетельствует кусок плиты с текстом договора, заключили союз с Олинфом и возглавлявшейся им Халкидской лигой.

Большое количество эпиграфических документов освещает историю организации Второго Афинского морского союза. Сохранился ряд договоров, за-ключенных Афинами с вступавшими в союз городами. В числе их следует отметить отчеты афинских амфиктионов на Делосе за 377—373 гг., которые по-казывают, что, несмотря на все обещания соблюдать равноправие союзников, Афины стремились восста-новить свою былую гегемонию.

К сожалению, сохранилось мало документов, от-носящихся к возвышению Фив в 70—60-х гг. IV в. до н. э., но некоторые из них очень интересны, например надпись Ксенокрита, Феопомпа и Мнесилая, вырезанная на основании памятника, поставленного ими в честь победы над спартанцами в 371 г. до н. э.

До нас дошел ряд надписей, освещающих деятель-ность греческих городов и союзов в IV в. до н. э. В их числе найденное в 1937 г. постановление афин-ского народного собрания 367 г. до н. э., в котором идет речь о посылке протеста Этолийскому союзу против ареста афинских религиозных послов. Из этого текста, таким образом, следует, что в 367 г. до н. э.

Этолийский союз существовал, тогда как до находки надписи считалось, что этолийское объединение возникло только в 314 г. до н. э.

Благодаря эпиграфическим документам известен также целый ряд детальных подробностей политиче-ской жизни того времени. Чрезвычайно важные и интересные данные содержатся также в тексте надписи эпохи возвышения Македонии.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Монументальные эпиграфические источники:

  1. Эпиграфические источники
  2. Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации
  3. Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации
  4. Источники права
  5. Источники инвестиций
  6. Источники формирования запасов и затрат
  7. 5.4. Источники (формы выражения) права
  8. Источники финансирования инвестиций
  9. 17.1. Источники конфиденциальной информации
  10. 7.1. Источники финансирования
  11. ИСТОЧНИКИ
  12. 3.Источники
  13. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ