<<
>>

МИСТЕРИИ

Недовольство старой религией, явившееся в результате изменения социальных отношений в Греции VI в. до н. э., проявилось не только в рационализме и скептицизме, но и в распространении мистических культов и мистерий (таинств).
Положение угнетенных классов в Греции все больше и больше ухудша-лось. «Под непосильной тяжестью конкуренции дешевого подневольного труда рабочие и ремесленни
ки надрываются работой от одной ночи до другой, едва зарабатывая себе необходимые средства пропитания и проводя бессонные ночи в слезах и жалобах на свою горькую участь», — говорит один из греческих писателей того времени.
Эти тяжелые экономические условия жизни боль-шинства греческого населения создавали благопри-ятную почву для развития мистицизма: люди старались вырваться из оков обряда и молитвенной формулы государственной религии, созданной гос-подствующим классом. Они жаждали теснее слиться с божеством, приобщиться к его плоти и крови. Со-зданные идеологами рабовладельческой аристокра-тии образы величественных, но далеких богов не удовлетворяли религиозное чувство. И вот в Греции получают широкое распространение народные мистические культы, главным образом мистерии Диониса и Деметры.
Мистерии в честь Диониса получили название ор-фических, так как лежавшее в их основе религиозно- нравственное учение возводилось к легендарному герою — Орфею. В основе орфических мистерий лежал миф о Дионисе-Загрее, растерзанном титанами. Афина приносит Зевсу, отцу Диониса, еще трепещу-щее сердце убитого. Зевс возрождает растерзанного сына в новом Дионисе, а титанов поражает молнией. Из их трупов вырастают первые люди нынешнего мира. Так как титаны вкусили крови Диониса, то че-ловеческий род содержит в себе часть тела Загрея, часть божественного естества.
Мистерии Диониса первоначально возникли на почве обрядностей, связанных с виноделием, и гос-подствовали преимущественно среди крестьянской массы. В Дионисе, а еще ранее и его тотемных животных — быке и козле — воплощалась сила земного плодородия и весенней растительности. Двойст-венный образ Диониса — быка и козла — объясняет-ся, вероятно, слиянием двух тотемических племен или групп.
Орфические мистерии в честь Диониса воспроиз-водили важнейшие моменты земной жизни бога, о которых повествует миф, а с обрядовой точки зрения эти мистерии заключались в ритуальном убиении и съедании быка или козла. Благодаря этому участво-вавшие как бы приобщались телу и крови убитого бога, так как священное животное отождествлялось верующими с самим божеством.
Орфическое движение весьма тесно соприкасается с пифагореизмом, т. е. учением Пифагора; взаимное влияние этих двух религиозно-философских систем особенно ясно сказывается в учении о пересе-лении душ. Орфизм имел теоретическую или фило-софскую сторону — учение о возникновении мира и богов, учение о человеческой душе и ее судьбах, о средствах ее спасения и искупления, наконец учение о мистическом единении с божеством.
В согласии со своими теоретическими воззрениями орфики и в жизни проводили известные принципы: аскетизм (самоот-речение), суровую нравственную дисциплину, веге-тарианство, выполняли ряд религиозных обрядов, церемоний и т. д.
Учение орфиков о происхождения вселенной (ко-смогония) сводилось к следующему. В начале всего было время. Оно существовало от вечности; время — хронос — рождает эфир и хаос. Под эфиром разумелась светлая огненная стихия, под хаосом — темная беспредельная бездна. Хронос образует из них серебряное яйцо. Из яйца выходит двуполый змий, носящий множество имен. Как первородное божество он называется Протогоном и Фанесом. Это — не-раздельная, недиференцировавшаяся вселенная, в ней лежат зачатки отдельных миров, семена всех богов, всех органических существ, всех вещей. Как перво-источник жизни, как виновник рождения всех вещей этот змий называется Эросом (любовь), как первое проявление мирового разума он представляется ро-ковой Метис. Он носит еще и другие имена.
От этого Фанеса, гермафродита (двуполого существа), происходит все. Из верхней скорлупы яйца об-разовалось небо, из нижней — земля. Фанес рождает Ночь, Эхидну, Урана и Гею, которые производят всех остальных богов. По совету Ночи, Зевс, свергнув отца Хроноса, поглощает в себя первородного змия Фанеса, в котором воплощена вся вселенная; затем он снова извергает все из себя — новых богов младшего поколения и весь видимый мир. Все таким образом происходит от Зевса и все сводится к нему. «Он и начало, и середина, и конец, он — основание земли и звездного неба, дыхание всего, движение не-утомимого огня, он корень моря, он — солнце и луна, от него все родилось».
Трудно сказать с определенностью, как возникло это орфическое учение о мире, человеке и душе. По мнению некоторых ученых (Гомлерц, Целлер и др.), космогонические идеи, заключавшиеся и орфизме, были заимствованы с Востока. Гомлерц, приводя ин-тересную аналогию из восточных преданий о проис-хождении мира, приходит к следующему заключе-нию. Первоначальный зародыш орфической космогонии нужно искать «в той стране, которая должна считаться не только одним из древнейших очагов че-ловеческой культуры, но и прародиной последней, в той стране, которая лежала между двумя великими реками — Евфратом и Тигром — и находилась под владычеством Вавилонии». Однако эта типичная для западноевропейской науки точка зрения миграции культурных элементов в корне неправильна: сказания, сходные с орфическими, мы находим не только на Востоке; такие же мотивы встречаются и в мифо-логии литовцев, финнов, перуанцев, на Сандвичевых островах и т. д. Таким образом нет никаких оснований обращаться за источником орфической космогонии на Восток. Возникновение сходных мифических мотивов объясняется не воздействием одной культура на другую, а сходными условиями жизни на опре-деленной стадии общественного развития,
Предания о гибели титанов, вкусивших тела Ди-ониса, и о возникновении человеческого рода послужили основой для психологических рассуждений ор- фиков. Люди в силу своего происхождения содержат в себе часть титанического греховного естества и часть чистой божественной природы Диониса. Отсюда основные предписания орфиков: человек постоянно должен стремиться к освобождению от злого, гре-ховного титанического элемента. Платон в своем «Кратиле» сообщает, что тело, по учению орфиков, есть темница души, ее могила. Воззрение орфиков на то, что душа имеет божественное происхождение и лишь временно заключена в человеческом теле, засвидетельствовано надписями. На одной из найден-ных в Южной Италии табличек III в. до н. э. начертан возглас к освобожденной душе: «Ты из человека стала божеством!» Чтобы освободиться из тюрьмы, т. е. телесной оболочки, и возродиться для новой, лучшей жизни, душа должна пройти длинный путь подвигов, очищения и лишений.
Глубоким пессимизмом проникнуто все учение орфиков. Жизнь не есть светлый праздник чувствен-ных удовольствий, жизненные блага призрачны. Зло и греховность прирожденны человеку. Задача человека и заключается в том, чтобы стремиться к осво-бождению души от рабства плоти. В орфической поэзии (и здесь, быть может, впервые) была высказана безотрадная мысль о том, что по истечении известного мирового космического цикла все вступает в прежние соотношения друг с другом, чтобы начать отныне новый круг. В этом — колесо рождения, круговорот жизни. Пройдет и этот долгий мировой год, и снова все роковым образом возвратится к своей ис-ходной точке. И души по истечении каждого цикла еще раз возвращаются к бытию в разнообразных фор-мах животной или человеческой жизни. В этом — учение орфиков о метемпсихозе, т. е. о переселении душ. Безнадежен, томителен и невыносим этот веч-ный круговорот. Но есть возможность душе выйти из рокового круга, избавиться от бесконечного мирового процесса. Существует возможность искупления. Но слепые, безрассудные люди не могут достигнуть блаженства своими собственными силами. Они нуж-даются для того в особой благодати свыше. Эту раз-решающую благодать принесли Орфей и его таинства. И своим освобождением человек обязан не самому себе, а новому богу, торжествующему над природой и смертью, богу-спасителю и воскресите-лю — Дионису.
Но одних священнодействий и ритуала еще не до-статочно. Вся орфическая жизнь, полная аскетизма, суровой нравственной дисциплины, постоянных забот о духовной чистоте, обетов вегетарианства и т. д., должна подготовить человека к искуплению и спасению.
Другой мистический культ — элевзинские мистерии — связан с культом Деметры — великой матери земли, богини нивы и плодородия. У греков сохранился такой миф об этой богине. Однажды дочь ее Кору (или Персефону) похитил бог преисподней Аид, или Плутон. Деметра в безутешном горе ищет дочь по всей земле, испытывает различные приключения, претерпевает множество всяких страданий и не нахо-дит исчезнувшей дочери. Между тем на земле погибают поля, наступает голод. Тогда всевидящий Гелиос — бог солнца — открывает Деметре, что дочь ее похищена владыкой подземного царства. Сжалившись над ее скорбью или же испугавшись бесплодия и голода, Зевс возвращает Кору с условием, чтобы часть года она проводила у своего супруга Лида в подземном царстве. Этот миф есть образ зерна, которое ежегодно сеют, которое умирает, оставаясь в земле, и затем снова оживает. Перед нами старинный земледельческий миф об умирающем и воскресающем божестве, с которым мы встречаемся в восточных религиях.
Вот этот-то миф, выросший на почве земледель-ческой магии, и лег в основу таинственных священ-нодействий элевзинского культа Деметры (Элевзин — местечко недалеко от Афин). Господствовавшие ра-нее среди крестьянской массы и имевшие целью воз-действовать на плодородие полей, эти элевзинские мистерии теперь в силу изложенных выше культурно-исторических условий распространяются и среди городского населения и становятся орудием идеоло-гического воздействия аристократии на массы.
.
<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме МИСТЕРИИ:

  1. б) Элевсинские мистерии и орфизм
  2. "МИСТЕР ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ"
  3. ЗАХОДИТЕ, МИСТЕР КРОК
  4. Религиозный синкретизм, мистика и магия
  5. А. Постоянное количество денег
  6. 3. Что сказать целевой группе?
  7. Экономика с денежным обращением и бартерная экономика
  8. ОБЕЗЬЯНА
  9. Как строить беседу с секретарем
  10. Вывод
  11. 10.1. Стадия формирования
  12. Кадровая политика
  13. СТИРАЯ КРАСНУЮ ЛИНИЮ
  14. Б 1 1 . Обратная связь в команде посредством символов
  15. Одобрительные отзывы
  16. Дистрибьюторская сеть
  17. МАСОНЫ