<<
>>

Микенская культура

Развалины циклопических стен и башен, совре-менные этим стенам гробницы и некрополи сохрани-лись и были обнаружены в результате раскопок и ар-хеологических исследований не только в Арголиде, Мессении, Элиде и Лаконике, но и в Аттике (на территории Афин), Беотии и ряде других районов евро-пейской Греции и Македонии.

XIV—XII вв.

были периодом наиболее интенсив-ного и широкого распространения по всему Восточ-ному Средиземноморью уже не критской, а микенской культуры. Сосуды и другие вещи микенского стиля этого времени находили и находят на различных островах Эгейского моря, на территории Фра-кийского побережья, в западной части Малой Азии, на Кипре, в Сирии, Египте, Южной Италии и Сицилии. С уверенностью можно сказать, что в позднеми- кенское время все эти страны и острова были соединены прочными экономическими и культурными связями. В последнее время благодаря более точному разграничению памятников критской и микенской культуры существующие в науке представления о микенской торговле и внешних связях с другими странами стали значительно определеннее.
Ряд предметов, считавшихся ранее привезенными в Египет с Крита, определяются теперь как изделия микенских ре-месленников. Торговые связи Микен с Египтом относят уже к самому началу XVI в. Упоминаемый в

Женская фигурка из Микен. XIII в. до н. э.

египетских текстах народ ханебу некоторые исследо-ватели склонны в настоящее время принимать не за критян, как думали раньше, а за микенцев. Можно счи-тать вероятной, хотя и не доказанной, гипотезу, согласно которой микенские правители помогли фараону Яхмосу (1584—1559 гг. до н. э.) в его борьбе с гик- сосами. Во времена Эхнатона (1424—1388 гг. до н. э.) в столице его Ахетатоне была широко распространена микенская керамика. На изделиях микенских мастеров, найденных в самой Греции, также можно заметить некоторое влияние египетской культуры.

В эту пору расцвета и широкого распространения микенской культуры материковая Греция в некоторых отношениях обгоняет Крит. Если раньше, в конце XVI и XV вв.

до н. э.,) когда влияние Крита на материк было наиболее сильным, микенские культурные заимствования не представляли собой механиче-ского перенесения чужеземной культуры на другую почву и, например, во фресковой живописи на стенах Микенского и Тиринфского дворцов критская ху-дожественная техника, как мы уже заметили, сочеталась с местными сюжетами, то теперь наблюдается как раз обратное.

С конца XV в. фрески самого Кносса обнаружи-вают на себе следы влияния искусства материковой Греции. То же можно сказать и о критской керамике, которая также испытывает на себе влияние микенских форм и стилистических приемов, в области же стро-ительного искусства и строительства дорог матери-ковая Греция значительно обогнала Крит.

В свете новых археологических исследований и дешифровки микенской письменности нельзя не поставить вопроса о критическом пересмотре прежнего, в свое время выдвинутого Эвансом, взгляда на микенскую культуру как на лишенное всякой ориги-нальности ответвление критской. Присущие микенской культуре черты глубокой самобытности показывают, что в материковой Греции существовали собственные прочные традиции, уходящие своими корнями в глубокую древность, свой собственный путь развития. Дорийское вторжение замедлило это развитие, на некоторое время отбросив материковую Грецию назад, но не прервало. Последующий период многое наследовал от микенской эпохи, например микенские орудия труда — плуг, гончарный круг, па-русный корабль, некоторые типы оружия и т. д. Но самое главное заключалось в том, что наступивший вслед за микенским новый, так называемый «гомеров-ский» период был уже веком железа.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Микенская культура:

  1. Носители микенской культуры
  2. 2. АХЕЙСКАЯ (МИКЕНСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  3. Микенская религия
  4. Письмо микенской эпохи
  5. 3. Микенская Греция (1600— 1050 гг. до н.э.)
  6. Минойская и микенская цивилизации.
  7. Социальный строй микенского общества. Государство
  8. Ю. В. АНДРЕЕВ. Лекция 15. КРИТО-МИКЕНСКИЙ МИР
  9. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  10. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  11. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ