<<
>>

6. ЛИТЕРАТУРА

От времени Древнего царства до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если не считать «автобио­графических» надписей в гробницах конца Древнего царства, ког­да в связи с распространением осирического учения и появлени­ем новых этических представлений эти «автобиографии» приоб­ретают литературную форму.
Надписи «биографического» харак­тера становятся все более пространными, включают описапия заслуг автора не только перед фараоном, но и перед населением своего города.

С этим видом литературы связана «Повесть о Сипухете», ко­торая известна нам от времени Среднего царства. Благодаря сво­им литературным достоинствам она пользовалась большой лю­бовью в свое время и дошла во многих списках. Герой повести — знатный вельможа Синухет, живший во времена Аменемхета I и Сенусерта I. Повествование ведется от первого лица человеком очень образованным, прекрасно знавшим придворный и военный быт своего времепи. После смерти Аменемхета I Синухет, боясь смуты, бежит пз свиты царской дочери. Он попадает в Сирию, обретает там богатство и высокое положение. Впоследствии по приглашению Сенусерта I он возвращается в Египет, где его ждет ласковый прием при дворе. Сходство композиции повести с построением «автобиографий», включение в нее копий доку­ментов, живость изложения заставили некоторых ученых считать Синухета подлинным историческим лицом.

Египетская художественная литература *, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество

4 По мнению известного египтолога Г. Фехта, вся египетская литера­тура была стихотворной или по крайней мере ритмической. Проверить это трудно, поскольку египетская письменность не передает гласных, однако это представляется весьма вероятным, потому что и у всех соседних па­родов — в Палестине, Месопотамии, Греции — собственно художественная прозаическая литература возникает лишь к концу первой половипы I ты­сячелетия до н. э.— Примеч. ред.

•■сказок самого разного содержания и происхождения. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» повествуется о человеке, кото­рый был выброшен бурей на неизвестный остров. Там он встре­тился со змеем, богато одарившим его и предсказавшим возвра­щение домой, где царь произвел его в телохранители. В этом произведении нашли свой отклик многочисленные путешествия египтян. Исторические лица и факты также могли послужить основой сказки. Таково сказание времени Нового царства о ссо­ре между фиванским фараоном Секен-не-Ра и гиксосским царем Апепи, о полководце Джехутии, взявшем обманом палестинский город Яффу. К этому же жанру можно отнести восходящий к Древнему царству цикл сказок о фараоне Хеопсе и чародеях, деяния которых описывают сыновья царя. Многие сказки связа­ны с религиозными представлениями. В сказке о двух братьях прослеживают отклик мифа о боге умирающей и воскресающей растительности. В «Сказке о Правде и Кривде» видят отзвуки мифа об Осирисе.

Широко распространен был жапр поучений, которые исполь­зовали и как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Наставления эти преподают не только правила хорошего тона или личного пове­дения, но объясняют выгоды и преимущеетва положения пис­цов-чиновников. Часто даются советы начинающим чиновничью карьеру — советы, вытекающие из служебной практики и житей­ского опыта старых сановников.

Иногда поучения составлялись от имени царя. Таковы по­учения гераклеопольского царя своему сыну Мерика-Ра и поуче­ние Аменемхета I. В первом отец сообщает наследнику свои мысли о царской власти. Он дает советы, касающиеся внешней политики н управления государством. Второе написано по поводу дворцового заговора против царя и пронизано разочарованием и горечью. Появление подобных произведений было результатом исторических событий конца Древнего — начала Среднего цар­ства и изменения миропонимания людей. Ощущением тщеты тра­диционного мировосприятия проникнута «Песнь арфиста», испол­нявшаяся на пирах. Автор песни призывает наслаждаться жизнью и не думать о смерти, о своем заупокойном культе, так как древ­ние гробницы пусты и развалились и никто еще не приходил с того света, чтобы поведать об их владельцах, судьба которых ос­тается неизвестной. С этим произведением перекликается и «Бе­седа разочарованного со своей душой». Разочаровавшийся в жиз­ни человек желает смерти, но душа его отговаривает — в духе «Песни арфиста». Однако в конце «Беседы» автор заставляет «ду­шу» согласиться с желанием человека умереть.

О крупном восстании, имевшем кратковременный успех, рас­сказывают два текста: «Речения Ипувера» и «Пророчество Не- ферти», о которых шла речь в лекции 6. Авторами обоих произ­ведений являются представители знати, естественные противники восставших.

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего цар­ства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в ко­торой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным геро­ем повести.

Художественная историческая литература, получившая осо­бый расцвет в эпоху Нового царства, представлена царскими летописями и «автобиографиями» вельмож, написанными часто ярким, образным языком.

Древнему Египту уже было знакомо драматическое искусство: оно было представлено драматизированными заупокойными или храмовыми обрядами или религиозными драмами с мифологиче­скими сюжетами. Иногда такие «спектакли» не ограничивались культовым назначением, но имели острую пропагандистскую или политическую направленность.

Среди богатой поэтической литературы — гимны богам и ца­рям, хвалебные песни, со времени Нового царства — любовная лирика. Ритм стиха строился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело значения.

Излюбленные литературные приемы — параллелизм членов (каждый стих состоит из двух параллельных фраз) и аллитера­ция, свойственная и прозаическим произведениям. Литератур­ные произведения различных жанров часто вкладывались в уста повествователей, вводились в «рамке», составлявшей пролог и заключение. Египтяне очень любили изощренпую игру слов, но при оценке этого приема надо помнить об особом значении сло­ва для египтяп. По преданию, Атум-Ра создавал людей из своих слез, однако в этом заключалась не только игра слов («слезы» и «люди» звучат по-египетски сходно), но проявление веры в то, что слово и предмет находятся в тесной взаимосвязи.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 6. ЛИТЕРАТУРА:

  1. Литература.
  2. Рекламная литература
  3. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  4. Литература
  5. Литература.
  6. Литература.
  7. 4. Литература
  8. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. Городская литература
  11. Литература.
  12. Рекомендуемая литература
  13. Литература
  14. ЛИТЕРАТУРА