<<
>>

3. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВА

Важпым свидетельством культурного уровня индской циви­лизации является наличие письменности. Надписи сохранились на керамике, на металлических вещах и главным образом на печатях. Некоторые из них были просверлены и, возможно, слу­жили амулетами или метками, прикреплявшимися к товарам.
Многие печати вышли из рук искусных мастеров, изобра­жавших иногда сложные мифологические сцены, но надписи ко­роткие, едва несколько знаков.

Письменность, конечно, никогда не изобретается исключи­тельно для составления надписей на печатях или металлических изделиях. Несомненно, на языке индской цивилизации состав­лялись хозяйственные и правовые документы, письма, может быть, литературные произведения. Однако все это писалось па быстро разрушающемся материале и до пас пс дошло. Число надписей довольпо велико (до пас дошло почти 3 тыс.), по об­щий объем текста их незначителен, что крайне затрудняет де­шифровку.

Нпдская письменность уже давно привлекает внимание иссле­дователей. Установлено, что она содержала до 400 рисуночных энаков, что в пей наряду с идеограммами были и фонетические знаки, направление письма — справа палево.

Главная трудность в расшифровке заключается в том, что неизвестен язык этой письменности. Среди части индийских ученых распространена точка зрения, согласно которой этот язык был архаической фор­мой сапскрита, хорошо известпого по значительно более позд­ним индийским литературным памятникам и принадлежащего к индоевропейской группе. Но большинство современных иссле­дователей считают более вероятпым, что письменность представ­ляет один из древнейших дравидских языков, которые в наше время распространены главным образом на юге Индостанского полуострова и отчасти па о-ве Цейлон. Небольшие группы дра- видоязычного населения, образующие народ брауи, до нашего времени живут разрозненпо на стыке Пакистана, Афганистана и Ирана.
На родственном дравидским эламском языке говорили в древпости на юге Ирана.

Исследователям «протоиндского письма» (в СССР и Финлян­дии) удалось установить структуру слов языка и грамматических показателей; эта структура сходна с той, какую можно ожидать в дравидских языках. Предложена дешифровка отдельных слов, тоже как будто звучащих по-дравидски.

Письменность же по своему характеру весьма напоминает древнейшую шумерскую и древнейшую эламскую. Была ли тут родственная связь? Определенно сказать трудно; во всяком слу­чае, у шумеров и эламитов не был заимствован характер пись­менного материала — глина, что лишило нас большинства пись­менных памятников древнеиндской цивилизации.

И об искусстве этой цивилизации мы знаем недостаточно.

На высоком уровне находилось ваяние; находки бронзовых и каменных статуэток позволяют утверждать это. Ювелирные изделия и игрушки, сделанные с большим художественным вку­сом, свидетельствуют не только о мастерстве работников, но и об уровне эстетических потребностей паселепия.

Данных о религиозных веровапиях сравнительно немного. На основании находок большого числа женских терракотовых статуэток предполагается существование культа богини-матери. Это вполне вероятно, поскольку такой культ очень прочно дер­жится и в современной Индии. Трехликое божество, окруженное животными, изображенное па некоторых индских печатях, папо- минает позднейшего бога Шиву в образе Пашупати — «Владыки скота». Мифологические сцепы позволяют предполагать обоже­ствление некоторых видов растительности и животных, считаю­щихся священными и в настоящее время (дерево пипала, бык и др.). Все это указывает на связь современного индуизма с ве­рованиями, существовавшими в Индии еще 4 тыс. лет назад. Раскопки могильников позволяют составить некоторое представ­ление о похоронных обрядах. Строгого единообразия не существо­вало; чаще всего захоронение производилось прямо в земле, иногда с покойником помещали предметы домашнего обихода.

Таковы дошедшие до пас сведения. Не сохранилось никаких погребальных сооружений, сколько-нибудь подобных древнееги­петским. Нет ни одного строения, которое можно было бы уве­ренно считать храмом или молельней. Это заметно отличает инд­скую цивилизацию от одновременных с ней великих цивилизаций в Месопотамии и долине Нила, в городах которых культовые со­оружения составляют самый важный элемент.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 3. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВА:

  1. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  2. 7. Религия и культура Персии
  3. 170Типы культуры и типы религии.
  4. ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  5. Религии и культура Китая в раннее средневековье.
  6. Ислам: религия и общество
  7. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  8. Взаимодействие религии как символической системы с обществом
  9. Религия и культура Индии в раннее средневековье.
  10. § 12. Культура и религия Древнего мира
  11. Глава VI. Религия и общество
  12. Религия в процессе модернизации европейского общества.
  13. Глава 33. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ