<<
>>

Ксенофонт

Из произведений, продолживших повествование Фукидида о Пелопоннесской войне, до нас дошла «Греческая история» Ксенофонта.

Афинянин Ксенофонт (430—350 гг. до н. э.), про-исходивший из богатой семьи, в молодости примк-нувший к кружку Сократа, был ярым противником афинской демократии.

Покинув Афины, он в 401 г. до н. э. поступил на службу к персидскому царевичу Киру Младшему и участвовал в походе против его брата, персидского царя Артаксеркса II. Когда Кир был убит, а греческие военачальники, командовавшие наемной армией, были изменнически перебиты, Ксе- нофонт участвовал в знаменитом отступлении грече-ского войска через всю Малую Азию до южного по-бережья Черного моря. Затем, предоставив своему отряду возможность соединиться со спартанским войском, выступившим против персидского сатрапа Тис- саферна, сам он со спартанским царем Агесилаем отправился в Грецию, где вскоре принял участие на стороне Спарты в битве при Коронее. Таким образом, он выступил с оружием в руках против родного го-рода.
Осужденный в Афинах за измену, Ксенофонт уехал в Пелопоннес и некоторое время проживал в подаренном ему спартанцами имении, занимаясь ли-тературными трудами. Когда начались войны Фив со Спартой, Ксенофонт вступил в сношения с афинянами, объединившимися тогда со спартанцами в войне против Фив. Приговор об изгнании Ксенофонта был отменен; вскоре после этого он умер.

Мы видим, как разнообразна была жизнь Ксено-фонта. Так же разнообразна была и его литератур-ная деятельность. Ксенофонт был плодовитый писатель, и все его сочинения сохранились. Они написаны ясным, точным языком. Благодаря этому сочинения Ксенофонта получили широкое распро-странение в древности. Для историка наибольший интерес имеет его «Греческая история». В ее первых двух книгах автор является продолжателем Фукидида и доводит изложение событий до 403 г.

до н. э., когда в Афинах, после свержения правительства Трид-цати, была восстановлена демократия. Не исключена возможность, что Ксенофонт использовал материа-лы, оставшиеся после Фукидида.

В упомянутых книгах Ксенофонт излагает историю последних восьми лет Пелопоннесской войны, причем особенно подробно и картинно описывает Крития и Ферамена — двух главных деятелей коллегии Тридцати, а также историю восстановления афинской демо-кратии. Вторая часть «Греческой истории» (книги III— VII), где изложение событий доведено до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э., резко отличается от первых двух книг. В этой части автор не скрывает своих симпатий к Спарте. Здесь историческая перспектива у Ксенофонта искажена, в изложении имеются суще-ственные пробелы, сознательные умолчания. Ксено- фонт преувеличивает и переоценивает роль своего на-чальника и покровителя, спартанского царя Агесилая. Ряд моментов он, несомненно, сознательно опускает; в некоторых случаях Ксенофонт излишне краток; на-пример, он не говорит об основании второго Афинского морского союза (378 г. до н. э.), а о важной битве при Книде (394 г. до н. э.), закончившейся пора-жением спартанцев, он упоминает лишь мимоходом; роль деятелей Беотийского союза Пелопида и Эпами- нонда, выступивших против Спарты, он явно замал-чивает и вообще не скрывает враждебного своего от-ношения к Фивам. Тенденциозность его изложения тут очевидна. В других своих произведениях Ксенофонт выступает не столько как историк, сколько как мемуарист. Мемуарами являются «Воспоминания» («Ме- морабилии») Ксенофонта о Сократе, очень интересные для характеристики самого философа и всей бы-товой обстановки, связанной с Сократом, но дающие лишь слабое представление о его мировоззрении.

Характер мемуаров носит и наиболее оригиналь-ное и талантливое произведение Ксенофонта — «Ана-басис» («Поход десяти тысяч греков»), которое яв-ляется первостепенной важности источником для со-бытий того времени. Зато «Киропедия» («Воспитание Кира») Ксенофонта, описывающая воспитание пер-сидского царя Кира Старшего, представляет собой что-то вроде историко-политического тенденциозного романа, где факты извращены до крайности, а личность главного героя сверх меры идеализирована.

Свои лаконофильские симпатии Ксенофонт в осо-бенности проявил в трактатах «Агесилай» и «Госу-дарственный строй Спарты».

В «Домострое» (01К^0|ЛК0<; ^оуоф Ксенофонт трактует о наилучшем способе ведения домашнего и сельского хозяйства, а в трактате «О доходах» рассуждает о том, как поправить афинские финансы; впрочем, принадлежность этого трактата Ксенофонту сомнительна.

Будучи писателем крайне тенденциозным, к тому же резко враждебным демократическим принципам, Ксенофонт как историк не может идти в сравнение не только с Фукидидом, но и с Геродотом. К показа-ниям Ксенофонта как историка, особенно во второй части его «Греческой истории», нужно поэтому подходить с большой осторожностью. Неоспоримое до-стоинство Ксенофонта состоит в том, что его еще в очень слабой степени коснулось риторическое на-правление в греческой историографии, которое развивается в IV в. до н. э.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Ксенофонт:

  1. 6. УЧЕНИЯ КСЕНОФОНТА
  2. «ДОМОХОЗЯЙСТВО» КСЕНОФОНТА
  3. Античные источники no истории Древнего Востока
  4. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
  5. Сократ
  6. «Псевдоксенофонтова полития»
  7. Методология экономической науки
  8. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  9. СПАРТА
  10. Возникновение и основные этапы развития социального управления
  11. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов
  12. 1.1 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  13. 2.1 РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОСТИ
  14. 1. Предмет экономической науки
  15. Общая характеристика экономической теории как науки
  16. Что изучает экономическая теория?
  17. Платон
  18. Применение рабского труда в различных отраслях хозяйства
  19. ЮЖНОЕ И ЗАПАДНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
  20. Характеристика денег как исторической и экономической категории и их функции