<<
>>

Крепостная и дворцовая архитектура

К XIV и XIII вв. до н. э. относятся и все извест-ные нам памятники микенской крепостной и дворцо-вой архитектуры. Самое интересное сооружение этого типа — микенская крепость и дворец. Микенская крепость современна находящейся близ нее купольной Сокровищнице Атрея.
Может быть, тот самый микенский басилей, который построил себе эту роскошную усыпальницу, явился и строителем гранди-озных микенских стен и башен. Толщина этих стен местами достигает 6 м, и сложены они из камней ог-ромных размеров. Первоначальную высоту этих стен установить не удалось, так как сохранилась только нижняя часть их, но следует думать, что она находилась в пропорции с уцелевшими частями циклопиче-ских кладок. Северные ворота крепости получили название Львиных. Это один из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто ми- нойский по своей технике и совершенно не миной- ский по своей монументальности. Головы у обоих львов отломаны. По-видимому, они грозно смотрели вниз на входящих в крепость. Под львами и попе-речным блоком находились большие двустворчатые ворота. Сохранившиеся следы заставляют предпола-гать разновременное существование по крайней мере двух систем запоров.
Через Львиные ворота дорога ведет к площадке, со всех сторон окруженной руинами отдельных построек. Это и есть Микенский дворец со всеми его
хозяйственными и жилыми помещениями. К центру этого строительного комплекса ведет очень плохо сохранившаяся лестница, выходящая на высеченную в скале террасу. Главное помещение представляет собой зал с четырьмя колоннами и очагом посредине — мегарон. К нему примыкают другие смежные помещения и двор, под которым уцелели приспособления для отвода воды. Удалось обнаружить и подзем-ный водопровод, который вел от расположенного несколько выше крепости источника к потайному бассейну, находившемуся рядом с крепостными стенами. От бассейна потайной же ход вел вовнутрь ук-реплений. Конечно, подобные меры предосторожности принимались на случай осады.
На сохранившихся внутренних сторонах стен ме-стами сохранились значительные фрагменты фресковой живописи. Техника ее приближается к критской или, как указывалось, критские фрески этого периода напоминают микенские. В сюжетах фресковой живописи, как и за полтораста лет перед этим, преоб-ладают местные мотивы. На фресках изображены пре-имущественно военные сцены: военная тревога, лагерная жизнь, запряжка коней в боевые колесницы, боевое столкновение двух мчащихся друг на друга колесниц, штурм города с фигурами наступающих и падающих со стен воинов и фигурами наблюдающих со стороны за ходом сражения женщин, многоэтаж-ный дворец со смотрящими из его окон женщинами.
К северу от этих построек расположена группа помещений с особенно крепкими стенами. Их определяют как казармы, продовольственные магазины или помещения, предназначенные для других хозяйствен-ных надобностей. Близ них проходит северная стена с находящимися в ней вторыми воротами, своей кон-струкцией напоминающими первые, но меньшего размера и без всяких изображений.
На расстоянии 15 км от микенской крепости и на очень небольшом расстоянии от морского побережья в Тиринфе, расположен второй памятник этого типа архитектуры. Это поселение также обнесено мощными стенами, сложенными из грубых необработанных каменных глыб.

Так называемая Сокровищница Атрея в Микенах.
XIV в. до н. э. (вид снаружи).
В центре находится дворец, его центральную часть составляет большая зала (мегарон), стены ко-торой были оштукатурены и расписаны фресками; середину занимал большой круглый очаг, вокруг ко-торого возвышались четыре колонны, расширяющиеся, как и критские колонны, кверху. По сторонам
мегарона, в верхнем и нижнем этажах, находились различные помещения, предназначавшиеся для дружины царя, его родст-венников, а также для хранения запасов. В случае опасности такой дворец являлся надежным убежищем, где могло укрыться население как самого дворца, так и прилегавшей к нему округи. Весь этот строительный комплекс, разделенный дворика-ми, органически связан с оборо-нительными стенами. Общая площадь, занятая тиринфской крепостью, несколько меньше площади Микен. На внутренних стенах центрального зала, так же как и в Микенах, сохрани-лись фрагменты фресковой живописи. Изображены воины, пышные выезды на колесницах на охоту, сцены охоты на оленей и кабанов со сворами собак, женщины в пышных нарядах на колесницах.
Большая часть тиринфских построек и найденных здесь предметов датируются XIII в. до н. э. К этому же времени относится и расположенный за пределами тиринфских стен посе-лок, состоящий из отдельных домов, плохо сохранившихся и до сих пор мало исследованных.
Размеры и монументальность микенских и ти- ринфских построек заставляют предполагать, что для возведения их потребовалось много времени в труда. Вряд ли строительство такого масштаба в условиях той эпохи могло осуществляться без широкого использования труда рабов и зависимого населения. В настоящее время это предположение нашло себе прочную опору в уже прочтенных документах пилос- ской хозяйственной отчетности. В ряде этих надписей упоминаются женщины, дети и мужчины. Автор опубликованного, специально посвященного этому вопросу, исследования Я. А. Ленцман выдвинул ряд убедительных доводов в пользу того, чтобы отнести этих женщин, детей и мужчин к категориям несвобод-ного и зависимого населения. По подсчетам
Я. А. Ленцмана, только в трех подгруппах уже прочтенных и анализированных им пилосских надписей упоминается более 500 таких женщин, состоявших вместе с их детьми на учете пилос- ского дворцового хозяйства. В пилосских надписях нередко встречается и термин ёоего, по мнению М. Вентриса соответст-вующий позднейшему термину §оИо2, которым в греческом языке последующего времени обычно обозначали рабов. Если так было в Пилосе, то нет никаких оснований думать, что труд рабов и зависимых использовался в менее широких масштабах в Микенах и Тиринфе.
Существование двух крепостей (микенской и тиринфской), одной подле другой, естественно ставит и другой вопрос — вопрос о их взаимоотношениях. Предположение об изолированном существовании Микен и Ти- ринфа отпадает, ибо немыслимо представить Микены, не имею-щими доступа к морю. Остается предположить, что Тиринф зависел от Микен и что в древней Арголиде существовало терри-ториальное объединение во главе с Микенами. Это предположение подкрепляется существованием ряда дорог, пересекающих Арголиду в разных направлениях и скрещивающихся у микенского холма. Дороги построены в той же циклопической манере, что и крепости. Их скаты укреплены огромными каменными глыбами, из таких же громадных камней сделаны и приспособления для отвода воды. Местами подле дорог сохранились руины циклопи-ческих сторожевых башен.

Крепость в Тиринфе. Лестница, ведущая к воротам для военных вылазок. XIV—XIII в. до н. э.
Таким образом, создается впечатление, что вся эта территория была объединена под властью микенских правителей и поставлена под военный контроль двух сильных крепостей. Военный характер всей микен-ской культуры XIV—XIII вв. до н. э. подтверждается и появлением (после полуторавекового перерыва) военных сюжетов на памятниках изобразительного искусства. Все эти обстоятельства, особенно факт существования мощных крепостей, являются еще одним аргументом в пользу того, что здесь существо-вало объединение государственного характера, воз-главляемое микенскими царями. Как иначе объяснить сосредоточение в руках этих царей таких значитель-ных материальных ценностей? Как понять существо-вание построенных руками рабов и зависимого населения мощных крепостей и роскошно отделанных дворцовых зал, окруженных со всех сторон хозяйст-венными и дворцовыми помещениями?
Пилос

Клинок кинжала из толоса Мирсинохори, близ Пилоса. Бронза, золото, серебро, чернь. Ок. 1500 г. до н. э. Деталь
<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Крепостная и дворцовая архитектура:

  1. 1. КРЕПОСТНОЕ ХОЗЯЙСТВО И РАЗВИТИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
  2. 1. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ
  3. Окончательное установление крепостного права.
  4. Отмена крепостного права.
  5. Подготовка к отмене крепостного права.
  6. 15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  7. Классы феодального общества. Зависимые и крепостные крестьяне.
  8. Категории крепостного и зависимого населения. Формы ренты.
  9. Архитектура.
  10. § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  11. Архитектура
  12. Архитектура.
  13. Архитектура.
  14. 5. Изобразительное искусство и архитектура
  15. Архитектура.