<<
>>

Керамическое производство

Керамическое производство — не менее важная отрасль афинского ремесленного производства. Уже в VI в. до н. э. керамическое производство в Афинах далеко опередило в своем развитии аналогичное про-изводство других греческих городов. Существование дема «горшечников» (керамеев), название «Керамик», которое было дано городской ремесленной части Афин, указывают на то, что изготовление художест-венной и обиходной посуды играло большую роль в системе афинского хозяйства. Уже в VI в. до н. э. в Афинах существовали большие керамические мастер-ские, использовавшие труд рабов.
Факт существования таких мастерских удостоверяется тройной сигнатурой (подписью) на отдельных дошедших до нашего времени вазах: владельца мастерской, гончара и художника, делавшего на вазе роспись; в иных слу-чаях — только владельца мастерской и художника.

Среди афинских гончаров второй половины VI в. до н. э. встречаются немало лиц, носящих негреческие имена, например Амасис, Колх, Талейд и др., указывающие на иноземное происхождение мастеров. Сигнатуры же типа «разрисовал Лидиец», «разрисо-вал Скиф» принадлежали, по-видимому, художни-кам-рабам. Существует предположение, что известный художник-керамист V в. до н. э. Эпиктет был также рабом. Другой знаменитый живописец — Ду- рис, по-видимому, был метеком.

Благодаря многочисленным дошедшим до нас изо-бражениям на вазах можно довольно точно проследить процесс работы в керамических мастерских. На одной из ваз, например, художник изобразил добычу глины, на другой, чернофигурной гидрии (кувшине для воды), — несколько сцен, изображающих все ос-

новные стадии работы: формовку вазы на гончарном круге, вращающемся ручным способом, осмотр готовой амфоры; на одном изображении мы видим юношу, уносящего только что сформованную вазу; у колонны с палкой в руке стоит старик — хозяин или над-смотрщик, наблюдающий за работой; перед ним — раб, несущий на плечах тяжелый груз древесного угля, другой раб топит печь. Вверху на гончарной печи по-мещена маска сатира, имевшая некогда магическое значение — по мнению греков, она служила для защиты посуды от злых духов и дурного глаза.

Между отдельными мастерскими и их владельца-ми существовала жестокая конкуренция. Работая в буквальном смысле бок о бок, афинские гончары прекрасно знали друг друга и часто прибегали ко всевоз-можным уловкам, чтобы посрамить продукцию соседа и прославить свои изделия. До нас дошла любо-пытная надпись на одном сосуде: «Вазу сделал Евтимид, как никогда бы не смог Евфроний». Эта сво-еобразная реклама своей продукции, придуманная для унижения конкурента, весьма характерна.

В керамическом, как и в металлургическом произ-водстве, ведущей хозяйственной единицей была мас-терская, использовавшая труд рабов. В таких мастерских из среды безымянных гончаров особо выделялись специалисты-художники. В некоторых случаях для работы в мастерскую приглашались художники из числа граждан или метеков. Привлечь в свою мастерскую известного живописца было, конечно, выгодно, и, может быть, поэтому имена крупных художников (таких, как Эпиктет, Дурис) встречаются на вазах, выпущен-ных несколькими мастерскими. Очевидно, эти худож-ники работали в них попеременно.

Керамические изделия широко экспортировались на периферию. Эта отрасль производства играла в экономике Афин большую роль. Наряду с изделиями, отличающимися высокохудожественными качествами и тонкостью работы, в Афинах производилась мас-совая керамика, грубо обработанная, без облицовки и росписи, удовлетворявшая нужды местной бедноты, черепица для зданий, а также сосуды, служившие тарой.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Керамическое производство:

  1. Понятие незавершенного производства, методы оценки и группировки данных незавершенного производства. Инвентаризация незавершенного производства
  2. 22.6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств
  3. 17.4. Система счетов для учета затрат на производство 17.4.1. Учет затрат основного производства
  4. Производство благ и производство знаков.
  5. Определение оптимального объема производства по валовым издержкам производства и валовому доходу
  6. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
  7. 5.2. Формирование агропромышленного производства.АПК — форма проявления агропромышленного производства
  8. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Равновесие фирмы на рынке факторов производства
  9. 3.4. Технологическая подготовка производства нового продукта 3.4.1. Сущность технологической подготовки ПРОИЗВОДСТВА
  10. Текстильное производство
  11. 1.7.2 Затраты на производство и реализацию продукции 1.7.2.1 Состав затрат на производство и реализацию продукции
  12. Типы производства
  13. 1. «Производство».
  14. 38. Незавершенное производство
  15. Натуральное производство
  16. § 4. Институт производства
  17. Раздел 7. План производства
  18. Производство и организация