Живопись
гибли и лишь скупые фактические данные и малонадежные лите-ратурные свидетельства сообщают о жизни и деятельности ху-дожников второй половины V в.
до н. э. Даже вазовая живопись бессильна оказать существенную помощь, так как в ней по-прежнему имеет место одноцветный или полихромный рисунок, тогда как монументальная живопись переходит теперь к передаче светотени. Этот переход является крупнейшим событием в истории не только античного, но и мирового искусства, ибо он зна-менует начало подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени.Монументальная живопись архаики и строгого стиля была лишь раскрашенным рисунком, другими словами, она передавала предметы в линиях и раскрашивала их в так называемые ло-кальные тона, т. е. в те цвета, которые им свойственны от при-роды. Между тем в действительности наш глаз никогда не вос-принимает цвета в отвлечении от света и тени.
Освещение не только позволяет видеть предмет, но и непосредственно воздей-ствует на производимое им красочное впечатление. Любой предмет, освещенный солнцем или другим источником света, кажется не просто окрашенным в свой естественный цвет, а состоящим из ряда пятен различных тонов и полутонов, расположение и цвет которых зависят от формы и цвета предмета и силы осве-щения. При перемене последнего меняется и расположение и цвет красочных пятен. Поэтому передача реальных зрительных впечатлений в красках неотделима от передачи светотени. Только при этом условии живопись может создать иллюзию действи-тельности, раскрашенный же рисунок всегда будет означать некоторое от нее отвлечение, известную условность. Живописцы Древнего Востока и ранние греческие мастера не поднялись до осознания огромного значения светотени, и только в эпоху Пе- рикла сделан был в этом отношении решающий шаг.Четыре художника особенно прославились в последние три десятилетия V в. до н. э.: Аполлодор из Афин, Зевксис из южно-италийской Гераклеи, Агафарх из Самоса и Паррасий из Эфеса. Аполлодор получил прозвание «живописца теней», и, весьма ве-роятно, он и был основателем иллюзионистической живописи.
Вазописцы вплоть до начала Пелопоннесской войны еще идут вровень с общим развитием искусства и отражают в своих про-изведениях стиль Парфенона, но начиная с 20-х гг. V в. до н. э. наступает катастрофический упадок качества продукции аттических мастерских. Они начинают терять свою монополию на про-изводство художественной керамики. В Южной Италии и в других областях античного мира нарождаются крупные центры, вы-пускающие собственную продукцию, которая успешно конкурирует с аттическими изделиями.
Искусство IV в. до н. э.
Еще по теме Живопись:
- Живопись
- Живопись
- Живопись.
- Живопись.
- Живопись.
- Живопись.
- Испанская живопись.
- Архитектура, скульптура, живопись
- Архитектура, живопись, литература, театр
- Литература
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- Изобразительное искусство.
- 1. Археологи, раскопавшие Трою
- Изобразительное искусство.
- Искусство IV в. до н. э.
- Изобразительное искусство.