<<
>>

Живопись

Наши сведения об античном искусстве страдают некоторой односторонностью. Скульптуру можно изучать по оригиналам и более или менее точным ко-пиям, живопись же почти целиком погибла, и о ней можно судить только по косвенным данным — запутанной и неясной литературной традиции и искажен-ным копиям и переделкам.
Этот пробел в наших зна-ниях ощущается особенно остро ввиду того, что именно живопись была чрезвычайно восприимчива к

Плачущие женщины. Фрагмент росписи коринфской гидрии, из Черветри. После 550 г. до н. э.

Пирующие. Деталь росписи коринфского кратера с изображением пиршества Геракла, из Черветри. Ок. 590 г. до н. э.

Расписная метопа храма Аполлона в Терме. Терракота. 3-я четверть VII в. до н. э.

Прыгуны. Деталь росписи наружной стороны килика, из Орвьето. Конец VI в. до н. э.

новым идеям и быстрее, чем скульптура, претворяла их в жизнь, являясь, таким образом, ведущей отраслью искусства.

О живописи архаической эпохи можно, впрочем, составить довольно яркое представление вследствие того, что вазовая живопись VI и начала V в.

до н. э., мало чем отличалась от еще находившейся в это время в зачаточном состоянии монументальной живописи.

Сохранилось несколько украшенных живописью глиняных метоп от храма Аполлона в Фермах (около 600 г.). По своей композиции, стилю и технике живопись этих метоп ближайшим образом напоминает коринфские вазы того же времени, и весьма ве-роятно, что она была выполнена теми же художни-ками-керамистами.

В течение архаического периода производство расписной керамики достигает высшей точки своего развития, что следует главным образом объяснить подъемом экономической и политической жизни Афин. Уже в начале VI в. до н. э. афинские керами-ческие мастерские начинают выпускать свои изделия на мировой рынок и конкурировать с мастерскими Коринфа, Халкиды, Спарты, Самоса и городов Малой Азии. Полувековая борьба закончилась полной победой Афин и установлением афинской монополии на художественную керамику.

С середины VI и вплоть до второй половины V в. до н. э. другие про-мышленные и торговые центры Греции теряют значение как экспортеры керамических изделий, афинские же вазы вывозятся в огромном количестве как на за-пад, так и на восток и проникают во все уголки античного мира, вместе с главными продуктами Аттики — оливковым маслом и вином, для которых вазы частично служили тарой.

Некоторое представление о том, как было орга-низовано в Афинах гончарное производство, можно составить на основании широко применявшегося в аттических мастерских обычая снабжать изделия подписями художников, формовщиков и собственников мастерских. Керамические мастерские сосредоточены были в квартале Афин, носившем название «Керамик» (от слова керацг^ —глина). Предприятия были, вероятно, мелкие, с небольшим числом рабочих, но уже с четко проведенным разделением труда. На многих вазах этого времени встречаются подписи художника и формовщика, а по изображениям керамических мастерских на вазах видно, что наряду с квалифицированным трудом в этих мастерских при-менялась и подсобная сила для транспортировки со-судов от гончарного круга к обжигательной печи, для

Аттическая пинака, посвященная Мегаклу, с афинского Акрополя. Терракота. Конец VI в. до н. э.

раздувания огня мехами и т. п. Социальный состав мастеров, судя по их подписям на вазах, был смешан-ным. Наряду с афинскими гражданами здесь встреча-ются метэки и даже, по-видимому, рабы.

Роспись ваз часто производилась высококвалифи-цированными специалистами, прошедшими серьез-ную школу, настоящими художниками, дости-гавшими в своем искусстве высокого мастерства.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Живопись:

  1. Живопись
  2. Живопись
  3. Живопись.
  4. Живопись.
  5. Живопись.
  6. Живопись.
  7. Испанская живопись.
  8. Архитектура, скульптура, живопись
  9. Архитектура, живопись, литература, театр
  10. Литература
  11. 1. ВВЕДЕНИЕ
  12. Изобразительное искусство.
  13. 1. Археологи, раскопавшие Трою