<<
>>

Искусство

Эпоха возникновения и расцвета Критского госу-дарства сопровождалась исключительным подъемом критского искусства, представленного многочисленными произведениями зодчества и искусства декора-тивного.

Критское искусство было своеобразно и самобытно и отличалось от современного ему искусства других народов древнего мира.

Критяне не строили, подобно египтянам, гранди-озных храмов и пирамид.

Главными созданиями их

Кувшин из Мохлоса, Крит. Ок. 2400 г. до н. э.

зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетель-ствует о более светском характере всей критской культуры. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило пре-имущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных, предметов домашнего обихода. Это не могло не отразиться самым благоприятным образом на развитии художественной культуры. Критское искусство в значительно меньшей степени об-служивало потребности культа, чем, например, искусство Вавилона и Египта. Критский художник в значительно меньшей мере зависел от жестких канонов, налагавших узду на воображение его египетского собрата, и его творческая фантазия могла выражаться с большей свободой. Он легче и непосредст-веннее передавал свои впечатления об окружающей его действительности. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте.

Художники первой половины II тысячелетия создавали не только замечательные декоративные узоры, но и изображения бытовых сцен и культовых церемоний, отличавшихся жизненностью, остротой на-блюдения, исключительной для того времени технической виртуозностью.

Собиратель шафрана. Фрагмент фрески Кносского дворца. 1700—1600 гг. до н. э.

Участник процессии, несущий ритон. Фрагмент фрески Кносского дворца. 1580—1450 гг. до н. э.

В XVI—XV вв.

до н. э., т. е. в последние века су-ществования Критской державы, в искусстве Крита можно подметить некоторые черты, видимо опреде-ляемые далеко зашедшим социальным расслоением критского общества. Имеется в виду появление сво-еобразной, так называемой, дворцовой культуры. Ха-рактерной чертой ее является утонченная стилизация, перенесение орнаментальных приемов в трактовку живой природы.

В пору расцвета своего искусства критяне уделяли большое внимание отделке стен. В XIX—XVIII вв. до н. э. стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изобра-

Крышка пиксиды с фигуркой собаки из Мохлоса, Крит. Стеатит. 2800—2400 гг. до н. э.

жениями и цветными рельефами в штукатурке. Примером последнего может служить известный рельеф «царь-жрец» из Кносса. Он представляет стройного юношу с тонкой талией и хорошо развитой мускула-турой, одетого в украшенный узорами набедренный передник, на голове его убор с пучком ярких перьев, далеко свешивающихся назад.

С XVII в. до н. э. фресковая живопись вытесняет рельефы. Сюжеты фресок, носившие ритуальный и светский характер, чрезвычайно разнообразны. Мас-терство критских художников особенно проявлялось при передаче живой природы. Однако с течением времени острота наблюдения над окружающим миром ослабела, появились художественные шаблоны, изо-бражения получили более отвлеченный декоратив-ный характер. Этот отход от реального к условному сильнее всего чувствуется в Кноссе.

Образцом фрески эпохи «дворцового» искусства, так называемой «фрески складных стульев», является роспись на стенах святилища в Кноссе. Фрески со-стоят из двух поясов росписи, исполненной в голу-бых, желтых и кирпично-красных тонах. Фигуры изо-бражены здесь по определенному стилистическому шаблону: юноши и девушки, попарно сидящие на складных стульях и передающие друг другу сосуды. Это действие имело, вероятно, ритуальное значение.

Голубая птица. Фрагмент фрески Кносского дворца. 1600—1500 гг.

до н. э.

Частью этой композиции является широко известное изображение девушки («Парижанки»), с искусно при-чесанными волосами, одетой в голубое с гранатовым платье с откидным воротником.

В последнее столетие перед падением Кносса на стенах дворца было сделано много новых росписей, в которых очень часто были изображены игры с быками. Критские художники запечатлели различные моменты этих игр, требовавших большой ловкости и смелости.

«Дворцовый» стиль XV в. проявился главным образом в Кноссе. В других городах Крита в искусстве изображения живой природы сохранялись старые традиции. Интересно то, что стенные росписи во вто-ростепенных центрах Крита представляют изображе-ния одних только животных; человеческие фигуры в них не встречаются. Примером этому могут служить известные фрески из дворца в Агиа-Триаде.

Монументальная скульптура в критском искусстве, видимо, не играла большой роли. Значитель-но большее значение имела мелкая скульптура. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках, оде-тых в пышные платья, оставляющие грудь обнажен-ной. Из фаянса делались также рельефные односто-ронние изображения, представляющие живые сцены,

Так называемый царь-жрец. Раскрашенный рельеф из Кносского дворца. Частично реконструирован.

Ок. 1500 г. до н. э.

например изображение коровы с теленком, козы с козленком.

Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В III тысячелетии до н. э. в росписи ваз ограничивались богатыми геометриче-скими узорами, во II тысячелетии до н. э. эти узоры становятся разнообразнее. Исполнялись они кривыми и волнистыми линиями, сочными и многокрасочными пятнами (спирали, лепестки, розетты); с узорами нередко сочетались различные растительные мотивы, а равно и изображения животных, преиму-щественно морских (осьминоги, моллюски, рыбы).

Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца (реставрирована).

Середина II тысячелетия до н. э.

Роспись керамики в период развития «дворцового» стиля носит следы изысканной стилизации.

Около 1600—1400 гг. до н. э. значительного раз-вития на Крите достигает художественная резьба по камню, о чем свидетельствуют многочисленные печа-ти, а также каменные сосуды с рельефными изобра-жениями различных сцен из сельской жизни, охоты, сцен из дворцовой жизни и пр.

Кошка, подкрадывающаяся к фазану. Фреска из Агиа Триады. Середина II тысячелетия до н. э.

Хотя быт знати сильно отличался от быта простого народа, можно думать, что во всех своих изделиях критские мастера следовали народным традициям критского искусства. Это привело к высокому подъему критских художественных ремесел. После гибе-ли Критского государства и уничтожения значитель-ной части его населения художественные формы, со-зданные в предшествующие века, отчасти сразу исчезли, отчасти постепенно переродились и утрати-ли свое первоначальное содержание.

Кувшин стиля Агиос Онуфриос, Крит. Терракота. 2600—2300 гг. до н. э.

Лилии в саду. Фрагмент фрески из виллы в Амниссосе, близ Кносса. Ок. 1600 г. до н. э.

Амфора дворцового стиля из Кносского дворца. Терракота. Ок. 1450 г. до н. э.

Сосуд стиля Агиос Онуфриос из Кипарисси, Крит. Терракота. Ок. 2500 до н. э.

Ритон с изображением раковин и морских звезд из дворца в Като Закро, Крит. Терракота. Ок. 1500 г. до н. э.

Амфора с изображением осьминого из Кносского дворца. Терракота. Ок. 1550 г. до н. э.

.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Искусство:

  1. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  2. Искусство IV в. до н. э.
  3. Меровингское искусство
  4. Изобразительное искусство.
  5. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  6. Искусство.
  7. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  8. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  9. 6.5. Искусство как форма духовной культуры
  10. 67. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
  11. Проблема 26. Учреждения культуры и искусства
  12. Бургундское искусство