ИРАН
Ажи-Дахака — трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея — носителя хаоса, врага космоустроительства.
Аярьяман — бог-покровитель ариев (т.е. либо индоиранцев в целом, либо индоариев и контактировавших с ними части
иранцев). Выступает специально как бог-целитель.
Айшма — дэв, божество грабежа и набегов.
Ангро-Майнью — повелитель дэвов, главный носитель злых начал.
Апам-Напат — благой дух вод (в том числе небесно-дождевых), персонификация грозовой молнии. Создатель и покровитель
людей, сохранивший иранское политическое начало (фарн) от Ажи-Дахаки.
Ардвисура-Анахита — главное женское божество, богиня воды и плодородия, дух источника мировых вод, стекающих с мировой горы. Впоследствии считается дочерью Ахурамазды. Выступает на стороне богов и героев — космоустроителей.
Арта (Апта Вахишта, «Лучший Распорядок») — персонифицированное начало справедливого миропорядка (прежде всего человеческого порядка).
Противостоит аналогичному началу разрухи и несправедливости — Другу («Лжи»),Атар — божество стихии огня, составляющей по воззрениям иранцев природу всего сущего. В то же время считался сыном Ахурамазды, в качестве космообразующего начала боролся с Ажи-Дахака за фарн. Культ огня был центральным культом иранцев.
Ахурамазда — первоначально старший ахура, ведавший собственно космоустроением и в этом качестве составлявший пару Митре, ведавшему миром человеческих отношений.
Ахуры и дэвы — Индоиранская мифология различает два класса божеств — дэвов (иранск.)/ дева (индоарийск.) и ахур (иранск.)/ асур (индоарийск.; этот же термин, по-видимому, первоначально обозначал оба класса божеств как обобщающий), в конечном счете их стали противопоставлять по благодетельности или вредности для человека. У иранцев ахуры считались благими божествами, а дэвы — злыми, а у индоариев — наоборот.
При этом важнейшие индоиранские божества автоматически зачислялись в разряд благих (так, Митра считался ахурой у иранцев, но относился к дева у индоариев; однако уже Индра, как дева-дэв, считался демоном уиранцев). К числу главных ахур относятся Митра, Ахурамазда (по-видимому, старший ахура) и Апам-Напат. В дозороастрийские времена дэвы также имели свои культы, искорененные зороастрийцами.
Веретрагна — бог войны и победы, змееборец-космоохранитель. Ему соприроден фарн — воплощение царской власти, начало и условие политического существования иранцев.
Зерван — изначальное (предначальное) божество, бог бесконечного времени и судьбы. Вероятно, воспринимался как предок злых и добрых божеств.
Йима («Близнец») — божественный Первочеловек, сын Солнца, основатель цивилизации и царь мира в начальный, «золотой» век ее существования. Близнец Йимак, Первоженщины-прародительницы. Оставив землю, становится богом загробного мира. Благоподатель и податель загробной вечной жизни, одно из главных иранских божеств.
Митра — божество солнца, с одной стороны, и договора, меры, взаимного блага, дружбы — с другой. Выступает как устроитель прежде всего социального космоса, хранитель человеческих норм и благоподатель. Один из ахур.
Хаома — божество галлюциногенного напитка «хаомы» и растения, из которого он готовился. Жертвоприношение Хаоме — «ясна» — было необходимо для функционирования правильного миропорядка и обеспечения жизненных и загробных благ жертвователям.
Язаты — (аналогично «бага») — категория божеств — помощников Ахурамазды (в зороастрийские времена к ним причислялись важнейшие ахуры).
Еще по теме ИРАН:
- ИРАН
- Сасанидский Иран
- Турция, Иран, Афганистан
- Позднесредневековый Иран
- 4. Иран после имама.
- ИРАН ПРОТИВ ИРАКА: ОБРАТНАЯ ВОЛНА
- 6. ИРАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
- § 29. Турция и Иран
- ГЛАВА 23"СТАРИК МОССИ" И БОРЬБА ЗА ИРАН
- Глава 5 Позднесредневековый Иран
- §11. Турция. Иран. Афганистан
- по натянутому канату - иран против саудовской аравии