ИНДИЯ
Адитьи — особая группа из шести — восьми (позднее двенадцати) богов, включающая Митру, Варуну, Арьямана, Индру, Вивасвата, иногда Сурью и др. Космо-
хранители и космоправители, благосклонные к людям. В послеведийский период старшим из них считался Вишну.
Апсары — полубожественные женские существа, обитающие на небе, в реках и на горах. Возлюбленные гандхарвов, небесные куртизанки и танцовщицы, утешающие в раю Индры воинов, павших на поле брани.
Асуры — класс наиболее могущественных демонов, противостоящих богам (хотя
исходно асурами назывались и демоны, и боги) и ведущих с ними непрестанные войны. Среди асур выделяются классы гигантов дайтьев, борющихся с адитьями, и тесно связанных с ними семерых данавов — также гигантов. К данавам относится чудовищный змей Вритра, один из главных асур и основной противник Индры.
Ашвины — божественные братья-близнецы, небесные божества-колесничие, связанные с утренними и вечерними сумерками. Для людей — боги-помощники и спасители.
«Боги» (дева, досл. «небесные») — один из двух главных классов индоиранских духов; в индоарийских представлениях — благие божества, поддерживающие и оберегающие космоустройство. Делятся на три группы — небесные (верховный пассивный бог Дьяус-«Небо», Варуна, Митра и др. адитьи), боги воздушного пространства (Индра, Ваю и др.), земные (Агни, Сома и др.). Древнеиндийский пантеон из 33 богов комплектовался 12 адитьями, 8 васу, 11 рудрами, Дьяусом и Притхиви. В поздневедийский период три класса благих существ: боги-дева, люди и питары — считались противостоящими трем группам демонических существ: асурам, ракшасам и пишачам.
Брахма — в индуистской мифологии высшее божество, создатель мира. Глава Тримурти — триады верховных богов индуизма, стоящий над Вишну и Шивой. По-видимому, образ Брахмы восходит к абстрактному понятию универсального мирообразующего принципа, персонифицированному и отождествленному с ведийским Праджапати.
Варуна — бог космических вод, главный из адитьев, хранитель и царь вселенной. Как хранитель природного космоса выступает в паре с Митрой — хранителем собственно человеческого миропорядка. Сам Варуна достаточно далек от людей. Возможно, сопоставим с греческим Небом-Ураном.
Васу («добрые») в собственном смысле слова — группа из восьми богов, связанных с землей и персонифицирующих природные явления, стихии и объекты. Васу подчинялись Индре или Агни.
Ваю («Ветер») — бог ветра.
Вивасват — солярное божество, воплощающее мировой свет, родоначальник людей. Отец Ашвинов, а также перволюдей
(Ямы и Ями), изобретатель ритуала и огнеподатель. Отождествлялся с Сурьей и стал в конце концов богом солнца как такового.
Вишну — ведийское божество неясного происхождения и функций; в индуистской мифологии включен в Тримурти — верховную триаду божеств, где выступает в роли хранителя мира, а иногда — как высший член триады. Его аватарами-воплощениями считаются Кришна и Рама.
Гандхарвы — группа амбивалентных полубогов, супруги апсар, небесные певцы и музыканты. Для людей (а иногда и для богов) бывают вредоносны. Враги нагов.
Гаруда — в индуистских представлениях царь птиц, ездовое существо Вишну. Постоянный враг хтонических змеев-нагов.
Деви — в индуистской мифологии жена Шивы, чей образ, возможно, восходит к доарийской богине-матери. Соответственно двум аспектам Шивы выступает в благой ипостаси как Парвати, в грозной — как Кали, Дурга и пр.
Индра — бог грома и молнии, воин-колесничий, вождь военной дружины, щедрый покровитель людей. Его основная функция — силой оружия отстаивать миропорядок в борьбе с демонами, в частности змеем Вритрой (победа Индры над которым рассматривается как торжество космоса над хаосом).
По победе над Вритрой именуется Вритраханом (ср. с иранск. Веретрагной). Связан также с плодородием.Кришна — возможно, дравидский по происхождению персонаж (ср. его подчеркнуто темный цвет) или обожествленный герой, в индийской мифологии — царевич Матхуры, являвшийся аватарой Вишну, продолживший свое существование по окончании пребывания в земном теле. Выступает как защитник (но наделен также и недобрыми свойствами), тесно связан с эротическими мотивами.
Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, владыка якшей. Первоначально человек, причисленный к богам Брахмой. Носит ряд хтонических черт, связан с плодородием.
Лакшмн («Знак, Счастье, Красота»; отождествлена с богиней аналогичного облика Шри) — богиня богатства, счастья и красоты. Лакшми и Шри — доарийские божества, адаптированные индоариями в поздневедийский период. Позднее считалась супругой Вишну.
Локапалы («хранители мира») — в индуистской мифологии группа из четырех или восьми божеств (Индра, Яма, Варуна, Кубера; Агни, Сома, Сурья, Ваю) — хранителей стран света, поставленных Брахмой и восседающих на космических слонах.
Маруты — группа младших божеств ветра, бури, грома и молнии. Считаются братьями, детьми Рудры и могут причисляться к рудрам. Составляют боевую свиту Индры.
Наги — полубожественные змеи с человеческими головами, враги птиц и их царя Гаруды. Один из царей нагов — тысячеголовый мировой змей Шеша, поддерживающий землю.
Питары — обожествленные умершие предки.
Пишачи — вредоносные демоны, враги людей, насылающие болезни и питающиеся человеческими телами.
Праджапати («Господин потомства») — божество — творец всего сущего. Главный бог и отец богов. Впоследствии отождествляется с Брахмой.
Ракшасы — один из классов демонов, враги людей. Ночные чудовища, мешающие жертвоприношениям и нарушающие этим связи людей и божеств. Иногда изображаются как великаны-людоеды.
Рама — эпический герой, царевич Айодхьи, совершивший поход на Ланку (островное царство ракшасов, отождествлялось как Цейлон) и в союзе с божественным царем обезьян Хануманом, сыном Ваю, избавивший людей от ракшаса Раваны.
Впоследствии в индуистской мифологии считался особым божеством — аватарой Вишну.Рудры — класс божеств, связанных с Рудрой — божеством гнева и ярости, богом-разрушителем (в индуистской мифологии его в этом качестве сменил Шива).
Сома — божественный галлюциногенный напиток и его дух, впоследствии также лунное божество.
Сурья («Солнце») — божество солнца, всевидящее око богов.
Ушас — женское божество утренней зари.
Шеша (Ананта) — царь нагов, мировой тысячеголовый змей, служащий ложем для Вишну. В конце каждой эпохи-кальпы извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную данной эпохи.
Шива («Благой, Счастьеподатель») — божество сложного происхождения. По-видимому, восходит к дравидскому богу — повелителю леса и хозяину животных. Само индоарийское имя «Шива» было эпитетом Рудры, осознанным как имя самостоятельного божества, сочетавшего черты ряда арийских и неарийских богов. В индуистской мифологии — член Тримурти — триады верховных божеств, в рамках которой считается прежде всего смертоносным богом-разрушителем (иногда — высшим богом). Две главных функций Шивы — разрушение и поддержание производительной силы мира. Божественный оргиастический танец Шивы играет ключевую роль в поддержании миропорядка.
Якши — полубожественные хтонические существа, благожелательные к людям.
Яма — сын Вивасвата, Первочеловека. После смерти — владыка и судья царства мертвых, повелитель питаров.
Еще по теме ИНДИЯ:
- Индия
- 6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
- Древняя Индия
- Британская Индия
- 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
- 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
- 7.2. Индия (VII - XVIII вв.)
- Индия.
- Индия.
- 1. Индия в XVI в. Политическая история
- 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
- Индия под властью Великобритании.
- ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
- § 6.7. Нидерландская Индия
- Древняя Индия