3. III ДИНАСТИЯ УРА
Новое государство получило официальное название «Царство Шумера и Аккада»; хотя почти все надписи и канцелярские тексты составлялись по-шумерски, шумерский разговорный язык в это время уже вымирал, повсюду уступая место аккадскому,
81 |
Династия, основанная Ур-Намму, в науке обозначается как «Ш династия Ура»[18].
Ур-Намму (2111—2094 гг. до н. э.) и в особенности его сын Шульги (2093—2046 гг.
до н. э.) создали классическое, наиболее типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. В различных музеях мира хранится, вероятно, более ста тысяч документов учета из государственных хозяйств царей III династии Ура — это, пожалуй, не менее половины всех сохранившихся глиняных плиток с клинописью.На начальном этапе правления III династии Ура много внимания было уделено восстановлению ирригационной сети, сильно запущенной в годы хозяйничанья кутиев и их ставленников. Но не в этом заключалась суть политической деятельности царей Ура.
Все храмовые и правительственные хозяйства в пределах «Царства Шумера и Аккада» — а оно вскоре объединило не только Нижнюю, но и значительную часть Верхней Месопотамии, а также земли за Тигром и в Эламе — были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство.
Все работники (илоты) назывались в нем гурушами — «молодцами», а работницы — теме, т. е. просто рабынями. Тех и других было, вероятно, от полумиллиона до миллиона. Все опи — земледельцы, носильщики, пастухи, рыбаки — были сведены в отряды (а ремесленники — в обширные мастерские) и работали от зари до зари без свободных дней (только рабыни не могли работать в свои магические «нечистые» дни — по всей вероятности, в эти дни их держали взаперти), и все они получали стандартный паек—1,5 л ячменя па мужчину, 0,75 л на женщину в день[19], выдавалось также чуть- чуть растительного масла и немного шерсти. Любой отряд или часть его могли быть переброшены на другую работу и даже в другой город совершенно произвольно, причем, скажем, ткачихи — на бурлаченье, медники — на разгрузку баржей и т. п. Работали также и подростки. Фактически это было рабство, хотя слово это в отношении работников-мужчин не произносилось. Смертность была высокой. Ведомостей на постоянные выдачи пайка детям пет — женщины должны были, очевидно, .содержать их за счет своего пайка. Но гуруши и нгеме семей, видимо, не имели, п рабочая сила пополнялась главным образом за счет захвата пленных; они доставлялись в Ур, а оттуда уже распределялись по местным государственным хозяйствам. Однако иной раз угнанных людей, особенно женщин и детей, подолгу содержали в лагерях, где множество из них погибало.Квалифицированные ремесленники, административные служащие и воины тоже по большей части содержались на пайке,
хотя и большем, чем рядовые гуруши,— с учетом необходимости кормить семью; администрация государственного хозяйства очень неохотно выдавала служебные наделы в пользование.
Такая система организации труда требовала огромных сил на надзор и учет. Учет был чрезвычайно строгим; все фиксировалось письменно; на каждом документе, будь это хотя бы выдача двух голубей на кухню, стояли печати лица, ответственного за операцию, и контролера; кроме того, отдельно велся учет рабочей силы и отдельпо — выполненных ею норм; по мнению В.
В. Струве, поле могло делиться па полосы вдоль и поперек, и один человек отвечал за контроль работы по поперечным полосам, а другой —по продольным; таким образом осуществлялся нх взаимный контроль крест-накрест. Разовые документы сводились в годовые отчеты по отрядам, по городам и т. д.Урожай и продукция мастерских шли па содержание двора и войска, на жертвы в храме, па прокорм нерсопала и на международный обмен через государственных торговых агентов — там- каров. Одпако торговля пе процветала: видимо, слишком большую часть прибыли там кары должны были отдавать администрации.
Цептрализовапо было пе только государственное земледелие, но и скотоводство. Скот выращивался главным образом для жертв богам, а отчасти для кожсвенпого и сыровареппого производства. Снабжение храмов жертвами было разверстано по округам; каяс- дый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока. В центр государства со всех его концов сгонялись тысячи голов скота для храма Эплиля в Ниппуре. Это было своего рода налогом.
Вся страна была разделена па округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, по теперь это были просто чиновпики, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места па место. Лишь кое-где в пограничных райопах были сохранены традиционные власти. Положепие энси было тем пе менее очепь доходным, и они имели, папример, мпого рабов; но во время жатвы или при срочных нрригациопных работах эти рабы должны были помогать в государственном хозяйстве.
Бюрократической власти эпси были, вероятпо, подчинены и те из общинпиков, которые не были поглощепы царским хозяйством. Об этих общинниках мы знаем только, что они существовали и во время жатвы часть из них нанималась жнецами в государственное хозяйство, что свидетельствует об их бедности. Вантейшего источника сведепий о жизни общипы, каким в Ран- пединастический и аккадский период были сделки о купле-продаже земли, мы для III династии Ура лишены, потому что купля земли, как и вообще всякая частная нажива, была запрещена.
В пределах номов народные собрания, как видпо, бездействовали, хотя сохранялся как пережиток совета старейшин общинный суд.
В стране был установлен жесткий полицейский порядок; войны между номами прекратились, и жизнь за пределами городских степ стала менее опасной; повсюду вдоль магистральных каналов стали появляться деревни, расширилась сеть мелких каналов, что, вероятпо, позволило увеличить посевные площади.
На какой же социальный слой опиралось деспотическое государство? Дело в том, что организация единого царского хозяйства в масштабах всей страны, как уже упоминалось, потребовала огромного количества административного персонала надсмотрщиков, писцов, начальников отрядов, начальников мастерских, управляющих, а также много квалифицированных ремесленников. Разоренные в течение аккадского и кутийского периодов общинники охотно шли на эти должности, где пропитание было раз навсегда установленным и обеспеченным, не зависевшим от удачи, урожая или кредита. Дошедшие до нас от III династии Ура судебные дела показывают нам, что резко повысилось число частных патриархальных рабов в хозяйствах даже лиц низшего персонала и, стало быть, участие этих лиц в получении прибавочного продукта, создававшегося илотами-гурушами и пгеме, было для них весьма доходным, значительно повышало уровень пх благосостояния. Поэтому вошедшие в состав господствовавшего рабовладельческого класса мелкие надзиратели, чиновники, квалифицированные ремесленники и составляли вместе с войском, жречеством и администрацией политическую опору династии.
Надо заметить, что положение частных рабов — неполноправных членов семьи рабовладельца — было легче положения ило- тов-гурушей. За ними еще признавались некоторые права (например, право выступать в суде, даже против рабовладельцев; сохранилоеь довольно много протоколов судебных дел, в которых рабы пытались оспорить свое рабское состояние — правда, во всех известных нам случаях неудачно). Эксплуатировались они менее нещадно, чем илоты, хотя их, конечно, подвергали побоям.
83 |
Около ста лет просуществовало царство III династии Ура, и, казалось, ничто не могло быть прочнее и устойчивее. Упорядочены были даже культы богов: разнообразные и взаимно противоречившие системы помовых божеств были сведены в единую общую систему во главе с покровителем государственности — царем-богом Энлплем ниппурским; второе место занимал урский бог Луны — Наина, или Зуэн (по-аккадски Суэи). Было создано — или, во всяком случае, систематизировано и всячески внедрялось в сознание людей — учение о том, что люди были сотворены богами для того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда. Все цари, начиная с Шульги, обожествлялись и поэтому сопричислялись к прочим богам в смысле обязанностей людей по отношению к ним. Тогда же был создан «Царский список», о котором речь шла выше, а с ним — учение о божественном происхождении «царственности», которая в первоначаль-
6*
ные времена спустилась якобы с неба и с тех пор в неизменной последовательности вечно пребывала на земле, переходя от города к городу, от династии к династии, пока не дошла до III династии Ура.
Еще по теме 3. III ДИНАСТИЯ УРА:
- 3. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура
- Глава 10. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В МЕСОПОТАМИИ. ДЕРЖАВЫ АККАДА И III ДИНАСТИИ УРА
- 4. ПАДЕНИЕ УРА И ВОЗВЫШЕНИЕ ИССИНА
- 6. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И КОНЪЮНЮ УРА РЫНКА
- Иоанн III.КНЯЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА III (1462—1505 годы)
- Династия Шан‑Инь и проблема Ся
- Династия Чжоу
- Политика королей Франконской династии.
- 1. ДИНАСТИЯ МИН: ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
- 4. ЕГИПЕТ ПРИ XIX ДИНАСТИИ
- Политика королей Саксонской династии.
- Корея в позднем средневековье (династия Ли)
- 4. ВТОРАЯ ДИНАСТИЯ ХАНЬ (25-220)
- Крестьянская война и падение династии Суй
- Франкское государство при династии Каролингов
- 1. Завоевания фараонов XVIII династии (ок. 1554— ок. 1306 гг. до н. э.)
- 2. Южная Месопотамия времени Ранних династий