<<
>>

5. ХУГРИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО АРРАПХЭ

Государство Аррапхэ может служить примером периферий­ных номовых структур этой эпохи, весьма мало сходных с ир­ригационными обществами Месопотамии, Элама и Египта; в от­личие от большинства подобных образований, вовсе не докумен­тированных, Аррапхэ дало нам обширные клинописные архивы.

Когда в руки исследователей попали аккадоязычные архивы этого царства [46], восходящие к XV—XIV вв. до п. э., сначала из царской резиденции, Ал-плани — «Города богов» (совр. Кер- кук), затем из Нузи (бывшего Гасура, совр. Морган-тепе)', две особенности юридических актов на передачу недвижимости вы­звали недоумение. Прежде всего, наряду с обычным обозначе­нием территориальной общины — термином алу — постоянно встречалось обозначение дймту, что по-аккадски значит лишь «башня». Затем, вместо обычных документов отчуждений земли обнаружились во множестве передачи ее через усыновление взрослых состоятельных лиц (до пятидесяти одновременных ак­тов па одного и того же человека). В следующем поколении эти сделки оспаривались по суду, хотя и безуспешно, и появи­лась новая, снова необычная форма сделки, вовсе не имеющая аналогий: диденнуту (от хурритского диденни—«выдел»)—их определили как антихрезу, т.

е. залоговые с правом получения кредитором продукции с заложенной земли, без права кредитора ва распоряжение этой землей.

Этим загадочным явлениям сначала было дано следующее толкование: димту будто бы означает «округ», а не «башня», чему нет подтверждения во всем остальпом корпусе аккадоязыч- яых текстов, по предполагалось, что у хурритов, аборигенов Ар- рапхэ, все возможно! Усыновление же трактовалось как форма обхода царского запрета на передачу ленных земель, и вместе с тем, поскольку главный скупщик земель оказался должност­ным лицом, было выдвинуто предположение, что он таким об­разом возвращал ленные земли короне.

В нашей стране было предложено объяспепие димту как «башни». Башенные комплек­сы широко известны в качестве болынесемейпого жильяпо­этому и угодья их назывались тем же словом. Кстати сказать, сделки па недвижимость оспаривались исключительно родичами продавцов-усыновителей — власти в эти сделки не вмешивались и не ограничивали их.

Кроме повсеместно представленных дворцовых архивов Ар- рапхэ дает два крупнейших среди клинописных находок семей­ных архива: один охватывает срок жизни пяти поколений, дру­гой — трех. Первый принадлежал клану Техиб-Тиллы и 61.1л главным объектом изучения с самого начала. Восхождение этого клана началось с приобретения отцом Техиб-Тиллы сотни гек­таров садовой земли в районе Падмани (совр. Телль-Али), рас­положенного неподалеку от древпей Турши (совр. Телль-Махуз). Здесь находилась переправа через Нижний Заб — важнейшая на северной дорого страны. Это тыл Апниура, а роль Ашшура к международной торговле известна. В таком районе коммерче­ская основа хозяйства садоводов могла иметь важные послед­ствия: садоводы Аррапхэ расплачивались с казной металлом (деньгами), поскольку их продукция не рассматривалась как не­обходимый провиант для дворцового персонала. В дальнейшем Техиб-Тилла смог приобрести в семи разных районах страны более тысячи гектаров земли; сделки оформлялись как «усы­новления» Техиб-Тиллы его соотечественниками. Выбор чаще всего падал на придорожные участки: дороги — опора коммер­ции, контроль над ними — реальная власть. По норме наделов в Аррапхэ, равной примерно гектару земли на одного работ­ника (урожая с такого участка хватало на одну парную семью), Техиб-Тилла получил возможность снаряжать тысячу воинов. Видимо, эта его деятельность и вывела Техиб-Тиллу в круг на­чальников военного округа, хальцухлух именно тысячу воинов выставлял один воинский округ, хальцу.

Все сделки Техиб-Тиллы оформлены через принятие его в качестве «сына» в семью прежнего хозяина парцеллы, выделен­ной из семейного общинного фонда (зйтту). Актов принятия его в качестве «брата» пет, хотя практике общинного суда Ар­рапхэ известны оба типа сделок па недвижимость.

Смысл, ви­димо, в том, что эти два уровня различались не только правами, но и обязанностями. Так, приобретая в дом коня и рабов на общую сумму 100 сиклей серебра, брат Техиб-Тиллы делит эту сумму расходов следующим образом: половину, 50 сиклей, вно­сит сам, другую половину вносят совместно два сына Техиб- Тиллы, каждый по 25 сиклей. Тем самым на каждом уровне сверстники равны, но между старшим уровнем и младшим ра­венства нет. Почти во всех случаях, кроме единичных, где пере­дается не парцелла, а все владение прежней семьи, Техиб-Тилла освобождался от несения службы, если она была закреплена за передаваемым участком. Вероятно, обоснованием этого было его положение «сына», которое предполагает лишь ограниченное участие в делах дома, а то и вовсе никакого.

Цену земли во всех актах ее передачи называют «подарком». Дело в том, что по нормам обычного права подарок поступал в личное распоряжение передающего имущество. При попытке начертить график «цен» получилась некая беспорядочная рос­сыпь точек. Единственный момент, где прощупывалась рыноч­ная конъюнктура,— это последовательное снижение сравнитель­ной ценности «подарка» за дом, за сад и за поле.

В системе связей сверстников в общинно-родовых структурах решающее значение имеет обязанность взаимопомощи. Суть от­ношений взаимопомощи состоит в том, что они добровольно-при­нудительны и в них вовсе не предполагается адекватных возме­щений, а лишь готовность поддержать другую сторону в любой форме, когда и где это потребуется. Приняв за норму отношений не рыночные расчеты, якобы исходные, а совершенно иную си­стему — взаимной помощи, мы найдем наконец объяснение сдел­кам, где вовсе нет ответного «подарка»: в полосу длительной расухи, охватившей в это время всю Переднюю Азию, получить наиболее часто встречающееся возмещение за отданное поле, равное полутора урожаям,— это много, отнять же у младшего поколения, еще не вступившего в силу, бесполезный в данный момент участок земли — это для старшего действующего поко­ления выход с наименьшими потерями.

Общинный суд, выше которого стояло только народное собра­ние каждого города Аррапхэ, не зависел от царя и был пред­ставлен старейшинами, в том числе бывшими колесничими. Ка­тегоричность и беспощадность характерны для этого суда. Это была реальная власть общинно-родовых структур вне дворцо­вого сектора страны.

Став хальцухлу, начальником военного округа, Техиб-Тилла уже без старейшин заверил в один прием полсотни передаточ­ных актов на недвижимость, причем, вопреки всей практике клинописных юридических документов, они имели толі.ко три печати: самого Техиб-Тиллы, царского брата и главы пастуше­ского клана. Стяжание общинных земель Техиб-Тнллой совпало по времени с разгулом произвола градоначалышков. Одного из них судили в дворцовой канцелярии Пузи: сохранилась серия записей очных ставок с пострадавшими. Жалобы же па сыновей Техиб-Тиллы разбирала пе дворцовая коллегия судей, а общин­ный суд. Кое-где общинникам удалось их немного потеснить. Знаменателен сам факт приема этих дел к рассмотрению. Эта волна судебных процессов поднялась тогда, когда бывшее млад­шее поколение, обездоленное сделками Техиб-Тиллы, стало опор­ным для страны. На это же время падает и первый царский указ о ликвидации долгов—несомненно, акт разрядки создав­шегося напряжения.

Могущественный клан Техпб-Тилли не был едиподушеп; младший из его сыновей, Лгибташенпн '5, разделил судьбы сво­их сверстников: два старших теснили его, а сын среднего, Тар- ми-Тилла, и вовсе разорил его потомков. Тарми-Тилла, старший внук Техиб-Тиллы, стал тоясе начальником военного округа. В доме, где обитал некогда Техиб-Тилла, этот его внук отде­лился от родичей двойной стеной. Отделил ои и свои земли: только он один нанимает людей па уборку урожая (за мизер­ную плату зерном, рациоп одпого-двух дней, он требует выстав­ления двух десятков людей под угрозой значительного штрафа). Видимо, все вместе было причиной того, что весь его военный округ выпюл из повиновения: по приказу царя следовало рас­чистить канал, но никто по вышел па работу. Царь в наказание отнял у Тарми-Тиллы вола. Тот, однако, пожаловался в общин­ный суд на инспектора по распределению воды и на глашатая, которые не обеспечили сбор людей. Приглашенные в суд инспек­тор и глашатай не сумели оправдаться, и старейшины переда­

ли их Тарми-Тилле до тех пор, пока они не возместят ему ото­бранного царем вола.

Один из правнуков Техиб-Тиллы, потомок старшего сына, был сначала градоначальником Нузи, а затем и шакин-м&ти — первым после царя должностным лицом, вероятно главой общин­ного самоуправления [47]. Это случилось в период жестокого обо­стрения международного положения Аррапхэ, когда наступле­нием ассирийцев преграждались пути, соединявшие Аррапхэ с союзным государством Митанни — гегемоном тех лет. За пере­правой у Турши, а возможно, и за Тигром (если Карана тек­стов Аррапхэ тождественна городищу Телль ар-Римах) были расположены владения клана Техиб-Тиллы, утраченные в ходе этого наступления.

Однако крыло гарпизоппой крепости Пузи рядом с домом Тармн-Тиллы занял новый хальцухлу, Кель-Тешшуб, не свя­занный с кланом Техиб-Тиллы. Кель-Тешшуб получил в свое распоряжение крепость Киссук, расположенную у переправы на границе с касситами. Десять окрестных селений принесли ему присягу, отказавшись признать сына пх прежнего начальника, поставленного над ними царем. Царь колол шакип-мати опро­сить все эти селения и передать власть над ними тому, кого примет пародное собрание. С утратой северной дороги и пере­правы в районе Турши касситская, южная переправа стала осо­бенно важна. Видимо, через нее митаинийский царевич Шат- тиваса вывел двести колесниц в поисках поддержки касситского царя в борьбе за престол. «Повое» царское освобождение граж­дан Аррапхэ от долгов упоминается в одном из документов Кель-Тсшшуба, отмечая повторное нагнетание напряженности в стране.

193

Второй крупный семейный архив Аррапхэ младше рассмот­ренного па два поколения. Этот архив принадлежал клану царевичей, связанному с Митапни династийпым браком: митаи- нийская принцесса Амминайя была отдана Итхи-Тешшубу, на­следнику престола Аррапхэ. Их сын, Хишми-Тешшуб, поселил­ся сначала во дворце Нузи, где ему и всей его свите были от­ведены компаты и даны завесы для дверных проемов. Потомки царевича перебрались в дом впе стен города. Жапры докумен­тации найденного здесь архива царевичей совершенно иные, пе- жели архива Техиб-Тиллы. Если там представлены почти иск­лючительно судебные акты, то здесь абсолютпо преобладают учетные документы. Царевич Шильви-Тешшуб, наиболее дея- тельпый член этого клана, сверстник впуков Техиб-Тиллы, тоже раздавал зерно, однако он предпочитал беспроцентно кредито­вать крупные общины, а мелкие ссуды отдавать под залог не­движимости, чего никогда пе делал Техиб-Тилла, предпочитав­ший брать заложников для отработки процента. В результате царевичу в начале его деятельности пришлось самому взять

в долг зерно для пропитания людей своего дома. Ничего подоб­ного с Техиб-Тиллой не случалось ни разу. Времена изменились: царевич теперь уже изымал недвижимость неоплатных должни­ков через дворцовую канцелярию — Техиб-Тилла прежде делал это через общинный суд, публично и гласно. Не исключено, что такое изменение в оформлении сделки было продиктовано прак­тикой судебных процессов при сыновьях Техиб-Тиллы. Резерв морального кредита должен был иметь важное значение для правящего клана. Залоговые сделки формально обратимы, в от­личие от передач недвижимости через усыновление кредитора, практиковавшихся Техиб-Тиллой.

Болынесемейные общины были опорой государства Аррапхз не только в управлении страной, но и в се производстве: пре­стижными башнями — оборонным жильем большой семьи — вла­дели общипа ткачей, община керамистов, община торговцев. Царевич был патроном керамистов, поэтому об этой профессио­нальной общине известно больше, чем о других. Один из списков людей общипы керамистов перечисляет 46 мужчин; следо­вательно, по минимальному подсчету их семей в общине было от полутораста до двухсот человек. Примерно такое же число людей было в 17 семьях общины Шельвихэ, отошедшей царе­вичу за долги ее прежнего хозяина. Персонал дворца Нузи,. одного из крупнейших в стране, насчитывал немногим больше людей. С десяток дворцовых хозяйств, разбросанных по куль­товым центрам, расположенным внутри страны, обеспечивали праздничные наезды царского эскорта, прием посольств и под­держание сирот и вдов бедных семей. В полосу продовольствен­ного кризиса, возникшего из-за военных действий, весь персо­нал дворца Нузи получал блокадный паек (норму, обычную для женщин, получали все мужчины) и царь распределил всех си» рых и убогих, кормившихся на дворцовой кухне, по состоятель­ным домам (запретив хозяевам этих домов делать сборы для пропитания этих людей — это прерогатива дворца!).

Архивы обрываются внезапно, следы погромов свидетельству­ют о насильственном прекращении документации. При стабиль­ной болыпесемейной организации письменность не является не­обходимой: как можно было заметить из характеристики архи­вов, они возникли лишь в связи с нарушением традиционного распределения и последующими попытками стабилизации об­становки.

Аррапхэ утратила своего главного союзпика — Митанни и превратилась в плацдарм сражений между ассирийцами и кас- ситами за гегемонию. Ассирия при Ашшур-убаллите I (1365—■ 1330 гг. до н. э.) уже претендовала на положение великой дер­жавы: царь Ассирии дважды вмешивался в касситские дела и ставил в Вавилонии своих людей, но в конце концов ассирийцы были отброшены, и касситы вели бои в ассирийском тылу.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 5. ХУГРИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО АРРАПХЭ:

  1. Н. Б. ЯНКОВСКАЯ. Лекция 8. АШШУР, МИТАННИ, АРРАПХЭ
  2. 17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  3. Лекция № 22 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 22.1. Государство и проблема принципала и агента
  4. Лекция № 21 ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ 21.1. Функции государства
  5. 1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
  6. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  7. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  8. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  9. ГОСУДАРСТВО
  10. ГОСУДАРСТВО
  11. Государство
  12. Теории государства
  13. Роль государства
  14. 34. Формы государства
  15. 2. Государство и экономика.
  16. § 14. Централизованное государство
  17. Государство Хань.
  18. Государство и общество