<<
>>

8. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА

Если в результате слияпия и скрещения хаттских и индо­европейских племен образовался хеттский этпос, то в процессе слияпия культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала харак­теризовалась обилием местпых, хаттских традиций.
В образова­нии хеттской культуры значительную роль сыграли хурритский и лувийский культурные элемепты. Па нее оказали влияние так­же'северосирийский и шумеро-аккадскпй культурные миры.

Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литера­туру, содержащую тексты официального характера (указы ца­рей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из ранних автобиографий в мировой литературе — «Автобиографией Хаттусили III». В повохеттский период было переведено па хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока («Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в ко­тором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритскан эпическая поэма о боге Кумарве — «Песнь об Улликумми». Эти произведения служат звеном, свя­зывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегре­ческой мифологической и поэтической традицией, в частности с «Теогонией» Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколе­ний богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кропосу и от Кроноса к Зевсу. Сюжет «Песни об Улликумми» очепь похож на гесиодовский миф о Тпфопе.

Довольно богата хеттская мифологическая литература, вклю­чившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них — мифологический рассказ протохеттского новогоднего ритуала — «Миф об Иллуянке». Ритуал передавал битву между божествен­ным героем и его противником — драконом Иллуянкой, происхо­дившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку срав­нивают с ритуальными сражениями, которые устраивались во время позднейших новогодних праздников разных стран мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь воскресающем божестве — «Миф о Телепину». Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево.

Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, зо­лотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изобра­жением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, об­разцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттско­го царства в Центральной Малой Азии появляется монументаль­ный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изо­бражения животных — сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрас­ным примером которой является высеченная в скале скульптур­ная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, вы­полненные «хеттской» (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.

Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологиче­ской и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала «тысяча богов Хатти», включавших божества хетт­ского, индоевропейского (неситского, лувийского, паланского), хурритского, ассиро-вавилонского, арийского[59] и другого проис­хождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый «ца­рем неба, господином страны Хатти», супругой которого счита­лась богиня Солнца из г. Аринпы — «госпожа страпы Хатти, не­ба и земли, госпожа царей и цариц Хатти».

Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы (см. «Расцвет древних обществ», лекция 2).

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 8. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА:

  1. 4. Хеттская культура
  2. Хеттское царство.
  3. Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]
  4. Источники и историография Хеттского царства.
  5. 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
  6. 2. Великая Новохеттская держава (XIV—XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства
  7. Глава 16 . ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
  8. Г. Г. ГИОРГАДЗЕ. Лекция 10. РАННЯЯ МАЛАЯ АЗИЯ И ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
  9. 1. Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII— XV вв. до н. э.
  10. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  11. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  12. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  13. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  14. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  15. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  16. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  17. 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  18. Сущность культуры. Культура и человеческая природа
  19. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  20. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.