Эолиискии и иониискии архитектурные стили
са и равномерно суживается по направлению к капи-тели. Ствол ее покрыт большим количеством узких каннелюр (обычно 24, но иногда число их доходит до 48). Основанием для колонн служит простая четы-рехугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина которой покрыта выкружками, а верхняя — желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки (киматий), украшенной полосой свешивающихся вниз широких яйцевидных ов и ост-роконечных листьев.
Переход от ствола колонны к ки- матию составляет полоска жемчужин (астрагалы). На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спира-ли (волюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий, без делений на метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки. Составные части ан-таблемента обычно отделяются друг от друга полосками ов и астрагалов.Ионийский храм, с его любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размеренных череду-ющихся между собой триглифов и метоп и более стройными пропорциями, производит впечатление большей легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм, и допускает больше разно-образия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или час-тично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн.
Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 г. до н. э. архитекторами Хер- сифроном и Метагеном, занимал площадь в 100 х 55 м и имел двойную колоннаду (такой храм называется диптером). Общее число колонн этого храма достигало 140, и стволы некоторых из них были украшены в нижней части фигурными рельефами. Во второй половине VI в. до н. э. на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строе-ния не были доведены до конца отчасти вследствие грандиозности зданий, отчасти же вследствие разыг-равшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер начал в это время завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции. Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов поздней архаики. Большинство возводимых в это время дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них (например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дель- фах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала — мрамора.
Еще по теме Эолиискии и иониискии архитектурные стили:
- Дорийский архитектурный стиль
- Стили поведения
- 13. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
- Стили лидерства
- 1.6. СТИЛИ коммуникаций как характеристика менеджера
- 17.2. Стили политического лидерства
- § 8.3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ
- ПОТРЕБЛЕНИЕ И СТИЛИ ЖИЗНИ
- 3.3. Методы и стили управления
- § 8.3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ
- 58. МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
- Стили успешного и неправильного менеджмента