<<
>>

ЭГЕЙСКИЙ МИР В 111—11 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.

Д о 70-х гг. XIX в. историю Древней Греции обычно начинали с так называ-емого «гомеровского» периода, т. е. с периода, нашедшего свое отражение в «Илиаде» и «Одиссее». Тогда считали, что в обеих поэмах отражена картина греческого общества XI—VIII вв.
до н. э. Между тем у самих древних греков сохранялись воспоминания о значительно более древнем периоде истории своей страны. Он запечатлелся в целом ряде сказаний и мифов, переданных нам античными писателями более позднего времени. Некоторые памятники древнейшего времени, встречающиеся в Балканской Греции и на островах, — развалины древних сооружений, сложенных из грубо отесанных камней, также напоминали о прошлом. Об этих «циклопических» кладках сами древние греки не могли сказать ничего оп-ределенного; предание приписывало эти древние сооружения мифическим одно-глазым великанам циклопам. Эти скудные данные традиции наука XIX в. оставля-ла без внимания, что в значительной степени объясняется господствовавшим тог-да в среде ученых-специалистов гиперкритическим направлением.
Сторонники его ставили своей задачей установить грань, резкую и часто совсем неоправданную, между материалом «историческим» и «неисторическим», т. е. легендарным. К ана-лизу мифологического материала с целью найти в нем отражение реальной исто-рической действительности они не стремились. В результате представления древ-них греков о далеком прошлом страны почти полностью игнорировались.

Перелом в этом отношении произошел только в 70—90-х гг. прошлого столетия, когда в прямой связи с крупными археологическими открытиями стало ясно, что «гомеровскому» периоду греческой истории в бассейне Эгейского моря пред-шествовало многовековое существование развитой культуры, главными центрами которой были Крит, Эллада и город Троя. Исследования XX в. показали, что во II тысячелетии до н.

э. здесь существовали цивилизации, почти столь же развитые, как и современные ей египетская, вавилонская и хеттская. Изучение истории населения, создавшего эту культуру, поставило перед современной наукой целый ряд принципиально важных проблем: проблему периодизации, проблему этнической принадлежности эгейских племен, теснейшим образом связанную с проблемой критского и микенского языков и письменности, проблему социально-экономиче-ской характеристики древнего Крита и древних городов Пелопоннеса, проблему завоевания ахейских царств дорянами и др.

Блюдо из Димини. Фессалия. 3000—2800 гг. до н. э. Терракота

Существенный сдвиг в разрешении всех этих проблем наметился только к началу 50-х гг. Он ока-зался обусловленным как значительным накоплени-ем материала археологических исследований, так и упорной работой целого ряда ученых в области де-шифровки крито-микенской письменности. В этот период английские ученые М. Вентрис и Д. Чэдвик опубликовали свое исследование о новых приемах дешифровки микенских надписей, и эта работа принесла свои плоды. Хотя она далеко еще не может считаться завершенной и трудности на пути даль-нейшего изучения микенских надписей еще очень велики, предложенные М. Вентрисом и Д, Чэдвиком приемы дешифровки завоевывают и среди отечест-венных, и среди зарубежных ученых все большее и большее признание.

В свете уже прочтенных надписей открываются совершенно новые и исключительно широкие пер-спективы в исследовании древнейшего периода греческой истории, до недавнего времени известного почти исключительно по памятникам материальной культуры.

Племена, населявшие Балканский полуостров, острова Эгейского архипелага и побережье Малой Азии, с древнейших времен находились в тесном контакте друг с другом, чему способствовало то, что все эти страны были связаны морем.

Тесные связи определили не только общие черты в развитии обитавшего здесь населения, но и то, что уже сравнительно рано страны Эгейского бассейна составили своеобразный культурный центр, сущест-вовавший одновременно с другими древнейшими очагами цивилизации — Древней Вавилонией, Египтом, Индией, Китаем.

Широкое заселение стран Эгейского бассейна относится, согласно имеющимся в науке данным, к началу эпохи неолита, т. е.

приблизительно к VII— VI тысячелетиям до н. э.

Многочисленные селища и погребения эпохи не-олита, длившейся в средиземноморских странах до рубежа IV и III тысячелетий до н. э., были найдены при раскопках на Балканском полуострове, в Малой Азии, на островах Эгейского архипелага, в том чис-ле на Крите.

Изучение этих памятников свидетельствует о том, что в то время в основе хозяйства родовых общин лежало мотыжное земледелие и скотоводство. Изучение археологических памятников Балканско-го полуострова к югу от Дуная показывает, что на всей этой территории обитали племена, находивши-еся почти на одинаковом уровне развития. Культура неолитического населения будущих Фракии, Македонии, Фессалии и Греции была близка культуре населения островов Эгейского моря. Многочисленные остатки неолитической эпохи на Крите позволяют составить некоторое представление о жизни населения острова.

Как показывают археологические раскопки, родовые поселки того времени состояли из хижин, сло-женных из необработанного известняка, квадратных в плане. Для критской керамики этого времени ха-рактерны сосуды, напоминающие по форме ладью и украшенные процарапанными или вдавленными узорами. Примитивное искусство также представлено грубыми фигурками птиц, животных и человека. По-давляющее большинство статуэток изображает женскую фигуру — черта, свойственная искусству всех народов в эпоху матриархата.

С начала III тысячелетия до н. э. эгейским племенам стало известно употребление металла: сначала меди, затем бронзы. Это привело к значительному сдвигу в развитии производительных сил населения Эгейского бассейна.

Появление металла западноевропейская наука связывает с переселением в Эгейский бассейн новых племен из Анатолии (Малая Азия). В основе этого взгляда лежит типичное для многих представителей зарубежной науки положение о «ведущих, одаренных народах», которые якобы являются движущей силой истории. Не отрицая значения переселений племен, мы должны заметить, что введение в обиход металла не обязательно являлось результатом

миграций. Исследования показали, что употребле-ние металла засвидетельствовано почти одновременно в различных местах Эгейского бассейна — на Кипре, на побережье Малой Азии и в Македонии, т. е. во всех тех странах, где были месторождения меди. Благодаря достигнутому эгейскими племенами уровню производства и существовавшим между ними давним связям умение изготовлять металлические орудия относительно быстро распространялось среди населения окружающих территорий. Наиболее древние изделия из меди датируются приблизи-тельно концом IV — началом и первой половиной III тысячелетия до н. э.

Единство культуры племен, населявших бассейн Эгейского моря в эпоху бронзы, позволило обобщить ее под именем эгейской.

Хронологическая классификация эгейской культу-

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме ЭГЕЙСКИЙ МИР В 111—11 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.:

  1. Глава II ЭГЕЙСКИЙ МИР В 111—11 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.
  2. Восток и мир накануне третьего тысячелетия: наследие, традиции и перспективы
  3. Эгейский архипелаг
  4. ОСТРОВА ЭГЕЙСКОГО МОРЯ В III
  5. ТЕМА 2 Христианство 1-111 вв.
  6. 111. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
  7. Внешняя политика Александра 111.
  8. 39. Учение 111. Монтескье о государстве и праве
  9. 111. Право на кассационное обжалование и опротестование решений
  10. 111. Основные принципы системы антикризисного управления
  11. 111. Основные задачи финансового менедж- мента
  12. НАЧАЛЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  13. Крит в III тысячелетии до н. э.
  14. Егорова Л.И.. Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 111 с., 2008
  15. 111. Функции векселей: денежное долговое обязательство, кредитная, расчетная ценная бумага
  16. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕН В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  17. 2. Ранние государственные образования в III—II тысячелетиях до н. э.