<<
>>

Чернофигурный стиль в вазовой живописи

Чернофигурный стиль, возникший, как мы видели выше, в VII в., почти полностью вытеснил технику контурную. Техническим новшеством, введенным в VI в. до н. э., является искусственное окрашивание глины с целью получения более сильного красочного контраста между фоном и изображением.
В Коринфе по-верхность сосуда покрывали оранжевой облицовкой, в Афинах к сырой глине примешивали окрашивающее вещество, сообщающее ей ровный красноватый оттенок. Декоративный эффект ваз от этого значитель-но усиливается. Заметно улучшается и качество лака, который становится густым и приобретает металли-

ческий отблеск. Продолжают применяться накладные краски для подчеркивания деталей, а белой краской иногда покрываются даже целые, преимущественно женские, фигуры. Нарезные линии рисунка достигают иногда поразительной тонкости.

Развитие общей системы декоровки идет по путям, наметившимся еще в конце VII в. до н. э. Пережитки прежнего времени — полосы ор-намента и изображения животных перестают играть самостоятельную роль, уступая место фигурным сценам.

Постепенно исчезает и старая система расположения фигур по параллельным горизон-тальным полосам. Черный силуэт свободно размещается на стенках сосуда, сообразуясь лишь с его формой и размерами, и четко вы-деляется на ровном, освобожденном от заполняющего орнамента, светлом фоне глины.

Эпиктет. Юноша и кони. Деталь росписи наружной стороны килика гончара Памфея, из Вульчи. Ок. 520 г. до н. э.

Церетанская гидрия «Еврисфей, прячущийся от Цербера», из Черветри. Ок. 530—525 гг. до н. э.

Клитий и Эрготим. Кратер («Ваза Франсуа»), из Кьюзи. 2-я четверть VI в. до н. э.

1 ¦

Стиль изображений, связан-ный условной силуэтной техникой, развивается медленно. По- прежнему фигура, как правило, изображается целиком в профиль или в профиль с повернутым впрямь туловищем, передача анатомических деталей сводится к минимуму, одежды трактуются как гладкие по-верхности, оживленные иногда набором мелких ус-ловных складок и скрывающие формы тела.

При всем том позы фигур, в начале VI в. до н. э. еще сводящи

еся к немногим стереотипным схемам, из которых компонуются весьма различные по содержанию сцены, постепенно, благодаря наблюдению над природой, приобретают разнообразие и живость.

Мастера чернофигурных ваз полностью овладели сокровищами греческих народных сказаний и могли не только по-своему пересказать их ярко и с добав-лением интересных подробностей, но и упорно ра-ботать над созданием художественных образов богов и героев. Мало того, обратившись к реальной жизни и черпая из нее всё новые образы, художники научились дифференцировать людей по возрасту, полу, эт-ническому типу и социальному положению. С пора-зительной остротой передаются типы негров и представителей северных племен, появляются изоб-ражения стариков и детей, рабочих, пастухов, зем-лепашцев, господ, слуг и т. д. А мифологические сю-жеты, которые остаются главной темой вазописи, трактуются с такой непосредственностью и просто-той, словно изображаемые события происходили на глазах у художника. В этом приближении сказочного мира к действительному, а также в декоративной эффектности росписи кроется секрет прелести чер- нофигурной керамики.

В течение первой половины VI в. до н. э. кроме Аттики керамику производят и экспортируют многие другие промышленные центры Греции, из которых наиболее значительными являются Коринф, Спарта, Халкида на Евбее, Самос, Клазомены и другие города Ионии. Местные особенности стилей, обозначившиеся еще раньше, продолжают сущест-вовать и развиваться, но прежнее различие в технике исчезает. Чернофигурная техника принимается во всех мастерских, контурный рисунок уже не играет заметной роли.

Переход от схематизма к свободной композиции может быть иллюстрирован на примере двух ваз — коринфской и халкидской. На обеих вазах изображено сражение. На коринфской вазе оно представ-лено в виде отдельных, не связанных между собой поединков, скомпонованных симметрично, согласно известной еще в VII в. до н.

э. схеме. Халкидская ваза дает цельную многофигурную композицию, полную жизни и разнообразных мотивов. Халкид- ские мастера были ионийцами. Присущие им живость и мастерство рассказа характерны и для дру-гих ионийских мастеров.

Лаконская керамика наиболее консервативна в смысле сохранения старых художественных традиций. Зато она чаще дает изображения из реальной

Царь Аркесилай II, наблюдающий за взвешиванием товара. Роспись внутренней стороны лаконского килика, из Вульчи. Ок. 565—560 гг. до н. э.

жизни; например, на одной из чаш представлен царь Кирены Аркесилай, наблюдающий за упаковкой местных продуктов.

Аттическая вазовая живопись чернофигурного стиля более сдержанна и более утонченна, чем ио-нийская, но не менее изобретательна и богата. Знаменитая «ваза Франсуа», названная так по имени нашедшего вазу, дает целую галерею мифологических сцен. Несмотря на частично господствующий еще схематизм, мастер Клитий, расписавший «вазу Франсуа», передал все изображенные им сцены живо и с обилием оригинальных взятых из жизни по-дробностей и мотивов, тончайшим образом отделав детали. Высшую ступень развития чернофигур- ного стиля в Аттике можно наблюдать на работах мастера Эксегия. Его композиции свободно разме-щаются в отведенном для них пространстве; позы полны жизни, и силуэт достигает предельной четкости и экспрессии.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Чернофигурный стиль в вазовой живописи:

  1. Краснофигурный стиль вазовой живописи
  2. ГЛАВА 11. стиль управления
  3. 15. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
  4. СТИЛЬ ЖИЗНИ
  5. Стиль жизни
  6. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
  7. ДИ «СТИЛЬ»
  8. 11. Понятие «стиль жизни»
  9. 4. Стиль руководства и условия его эффективности
  10. Стиль изложения
  11. Стиль руководства производственной организацией
  12. Фирменный стиль как составная часть брендинга
  13. Что такое стиль управления?
  14. СТИЛЬ ЖИЗНИ
  15. Корпоративный стиль
  16. Корпоративный стиль
  17. корпоративный стиль
  18. Стиль руководства.
  19. 18. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ, СФЕРА ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
  20. ТЕСТ «СТИЛЬ ВАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВЕЩАНИЯХ»