<<
>>

2. Борьба Саиса за объединение

Египта. Последний расцвет египетской государственности

Город Саис, игравший важную роль в экономической жизни Северного Египта, (он вел активную торговлю в средиземноморском бассейне), при XXIV династии пытавшийся объединить Египет и оздоровить общество реформами своих правителей Тефнахта и Бокхориса, выступил организатором борьбы с ассирийцами и нового объединения страны.

Опираясь на наемное войско, набранное из числа греков-ионийцев и карийцев — выходцев из Малой Азии, Псамметих I разбил непокорных номархов-соперников. Номовая раздробленность была постепенно преодолена. Крупнейшие центры Египта Мемфис, Гераклеополь, Фивы стали поддерживать энергичного царя. Около 655 г. до н. э. объединение страны было завершено. Опираясь на силу объединенного Египта, а также на союз с Лидией и, возможно, с Вавилоном, Псамметих I вытеснил из страны ассирийцев. На троне фараонов ут­вердилась XXVI Саисская династия (664— 525 гг. до н. э.).

Характерной чертой политики, проводимой Псамметихом I, была устойчивая ориентация Египта на греческий мир.

Со времени его правления в стране прочно обосновались греческие и карийские наемники, получившие земли для поселения в Северном Египте (например, Навкратис). В Египет, особенно в район Дельты, стали проникать греческие торговцы из Милета, с островов Эгейского моря, из материковой Греции. Возможно, Египту удалось даже заключить союзы с некоторыми греческими государствами (Афины, Коринф и др.). Предпочтение, оказывавшееся фараоном иностранным наемникам, вызвало оппозицию ливийского воинского сословия, лишившегося многих своих привилегий. Это привело к мятежу ливийских воинов при Псамметихе I, вследствие чего большой их контингент покинул Египет и ушел в Эфиопию.

Псамметих I старался укрепить оборонную мощь страны. В ключевых крепостях: Дафны — на востоке, Марея — на западе, Элефантина — на юге — размещаются мощные воинские гарнизоны.

Крепостные сооружения воздвигаются на юге восточно-

средиземноморского побережья. Велась оживленная торговля с Финикией, Карфагеном, поддерживались дружественные отношения с Иудеей. От скифов, своими набегами разорявших Азию, Египет откупился богатыми дарами. Толчком к вмешательству Египта в азиатские дела послужила борьба Вавилонии и Мидии с Ассирией. Однако попытка поддержать слабеющую Ассирию против усиливающегося Вавилона не удалась, что привело к напряженным отношениям с Нововавилонским царством, и Египет был вынужден отказаться от своих азиатских притязаний, хотя преемники Псамметиха I не раз возобновляли попытки разыграть «азиатскую карту». То военными, то дипломатическими средствами Египет вмешивался в азиатские дела и достигал здесь определенных результатов.

Сын Псамметиха I фараон Нехо II (610—595 гг. до н. э.) укрепил позиции Египта в Африке, а также успешно развивал средиземноморскую торговлю. В связи с этим при нем было предпринято грандиозное строительство канала протяженностью 84 км, который через Нил должен был соединить Средиземное море с Красным. На тяжелых работах по его сооружению погибло, как гласит предание, 120 000 египтян. На Средиземном и Красном морях были выстроены корабельные верфи, где по греческим образцам сооружались корабли для дальних морских плаваний. Около 600 г. до н. э. по приказу Нехо II финикийскими мореходами было впервые совершено плавание вокруг Африки, которое продолжалось 3 года.

В начале правления Нехо II Египет вел активную внешнюю политику в Передней Азии. Однако Нехо не удалось воспользоваться падением Ассирии для упрочения позиций Египта в Сирии и Палестине, откуда его к 600 г. до н. э. полностью вытесняет Нововавилонская держава. С этого времени линия разграничения между нею и Египтом проходит в районе востока Синайского полуострова — юга Палестины (приблизительно ок. г. Газа), причем нововавилонский царь Навуходоносор II неоднократно подступает к самой естественной границе Восточной Дельты, а на рубеже правления фараонов Априя и Амасиса (ок.

569—568 гг. до н. э.), по-видимому, даже совершает вторжение в пределы Египта.

Между тем политическая обстановка внутри страны становилась сложной. Военная мощь фараонов зиждилась на контингенте наемников, все более численно увеличивающемся и этнически пестром. Предпочтение, оказываемое то той, то иной их группе царями, стремление иметь побольше выгод и привилегий приводили к частым конфликтам в их среде, к столкновениям между ними и ливийским воинским сословием и даже к напряженности в отношениях с царской властью. Так, при Априи (589—570 гг. до н. э.) начался мятеж наемников (ливийцев, греков и азиатов), составлявших гарнизон крепости в Элефантине. Они пытались уйти в Эфиопию, но были задержаны и сурово наказаны фараоном.

Опасные волнения возникли в ходе неудачной для Египта войны с Киреной, когда ливийские воины, посланные туда, понесли от киренцев громадный урон. Обвинив в происшедшем Априя, они подняли против него восстание, во главе которого встал его родственник Амасис. В итоге этой гражданской войны Априй погиб, а к власти пришел Амасис — Яхмос II (570—526 гг. до н. э.), который продолжал оправдавшую себя по­литику ориентации на греческий мир. Он был в союзе с рядом греческих материковых и островных полисов (Афины, Самос, Родос и др.), с Киреной, Лидией, располагал поддержкой крупнейшего в Греции и популярного на Востоке Дельфийского храма. Навкратис при нем превратился в торгово-ремесленный, культурный и храмовый центр греков, живущих в Египте. Фактически при Амасисе Египет переходит от ставшей безнадежной в военном отношении прямой конфронтации с подступившими к самим его границам переднеазиатскими «великими державами»— Вавилонией, а позднее Персией — к заключению ряда союзов с являющимися их естественными противниками более слабыми государствами (Лидией и греческими, в особенности островными, полисами).

Предпринимались и военные походы: в Аравию, Нубию, на остров Кипр, который был обложен данью.

Во времена Амасиса Египет вышел из состояния разрухи, порожденной политической раздробленностью и иноземными вторжениями.

Процветали торговля, ремесла, городская жизнь. Возобновилось строительство храмов, дворцов, усыпальниц, особенно в Сансе и Мемфисе. Сам фараон

снискал репутацию мудрого судьи и реформатора. При нем был снижен поземельный налог, уменьшены сборы в пользу храмов, введен контроль за доходами египтян, что должно было пресечь получение их неза­конным путем.

Однако нововведениями Амасиса была недовольна старая родовитая знать. Против него действовали приверженцы Априя, считавшие его узурпатором на троне фараонов. Выражало претензии жречество обделенных вниманием царя храмов. Командный состав греков-наемников и военачальников ливийцев и египтян не устраивала необходимость делить между собой привилегии и милости фараона. Извне на Египет надвигалась грозная опасность. Персия изолировала его от союзников: Кипр и Самос перешли на сторону персов, Лидия и Вавилон были покорены ими. С финикийцами, иудеями, арабами персы наладили дружест­венные отношения, подготовив таким образом плацдарм для наступления на Египет.

Египет в составе Ахеменидской державы.

В конце 526 г. до н. э. фараон Амасис умирает. Вскоре в 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз начинает войну против Египта. В решающем сражении при пограничной крепости Пелусий египтяне терпят сокру­шительное поражение. По известной в греческой передаче легенде, Камбиз взял Пелусий, выставив перед своими идущими на штурм войсками священных для египтян кошек, ибисов и собак, которых те боялись ранить при стрельбе. Однако главной причиной поражения египтян стало не это, а измена предводителя греческих наемников Фанеса и египетских военачальников из числа номовой знати, не желавших поддерживать Псамметиха III — сына ущемлявшего их влияние Амасиса. Так, происходивший из жречества египетской столицы Саиса командующий флотом Уджагорреснет перешел на сторону персов и сдал им столицу без боя. В итоге после полугода правления Псамметих III был низложен, а новым фараоном — основателем XXVII Персидской династии стал Камбиз. В истории Египта начался так называемый период первого персидского владычества (525— 404 гг. до н. э.).

Рассказ Геродота о бесчинствах Камбиза в Египте, в том числе об убийстве им (по возвращении из неудачного похода в Эфиопию) священного быка Аписа, опроверга­ется египетскими надписями, сообщающими о благочестии персидского царя по отношению к египетским храмам (в частности о погребении умершего своей смертью Аписа в предоставленном Камбизом саркофаге). О поддержке нового царя египетской элитой свидетельствуют составленные для него по всем правилам египетские титула-туры. Недовольна персидским правлением была лишь элита Мемфиса; об этом свиде­тельствуют восстания, произошедшие здесь во время эфиопского похода Камбиза в 524 г. до н. э. и после его смерти в 522 г. до н. э. Однако говорить о каком-либо общеегипетском антиперсидском движении в это время нет никаких оснований; скорее, опасность отпадения Египта от Ахеменидской державы исходила от сепаратистских устремлений его персидского сатрапа Арианда в первые годы правления Дария I (522—486 гг. до н. э.).

В 518 г. до н. э., чтобы устранить эту угрозу, в Египет прибыл Дарий I. Этот персидский царь пользовался исключительным расположением со стороны египтян: по сведениям Диодора Сицилийского, они считали его истинным фараоном, чтущим египетские традиции и установления, и последним из великих законодателей Египта. Папирус, хранящийся в Национальной библиотеке в Париже, действительно сообщает о записи при Дарии I египетских законов. Дарий I вел в Египте довольно обширное храмовое строительство и соорудил канал между Нилом и Красным морем, который начинал строить еще Нехо II. При Дарии определилась структура персидской администрации в Египте: она возглавлялась сатрапом с резиденцией в Мемфисе, кото­рому подчинялись персидские чиновники в отдельных номах. В важнейших пунктах Египта (Мемфисе, Дафнах, Элефантине) были размещены ахеменидские воинские контингента; особой преданностью персидскому царю отличались еврейские военные поселенцы. В то же время важную роль в администрации играли египтяне, зани­мавшие ряд высших должностей (например, Уджагорреснет). Египет считался одной из самых доходных сатрапий Ахеменидов, вместе с Ливией, Баркой и Киреной платившей ежегодную дань в размере 700 талантов (более 20 т) серебра, а также некоторые иные взносы.

Положение Египта в составе Ахеменид-

ской державы при Камбизе и Дарии I можно считать привилегированным: он был второй после Вавилонии страной, власть персидского царя над которой была облечена во внешнюю форму принятия местного царского титула, т. е. личной унии. Оно изменилось при преемнике Дария Ксерксе I (486—465 гг. до н. э.), в начале правления которого в Египте вспыхнуло вызванное увеличением налогов и угоном ремесленников в Персию восстание. После его подавления Ксеркс начинает широкие конфискации в египетских храмах и, в отличие от своих предшественников, не принимает египетского царского титула. Прекращается назначение египтян на решающие посты в администрации Египта, и политика персов в этой стране становится в целом более жесткой. С этого времени Египет стремится к отделению от Ахеменидской державы. В 460 г. до н. э. в Западной Дельте начинается антиперсидское восстание Инара, поддержанное воевавшими с персами Афинами, но тем не менее окончившееся к 454 г. до н. э. неудачей. Лишь в 404 г. до н. э. начинается более успешное восстание во главе с правителем Саиса Амиртем, сумевшим изгнать персов из Египта и подчинить себе всю страну.

Египет в IV в. до и. э.

Амиртей (404— 398 гг. до н. э.) считается единственным правителем XXVIII Саисской династии. После его краткого царствования и низложения к власти пришла XXIX династия из г. Мендес в Центральной Дельте (398— 380 гг. до н. э.). Ее первые цари сменялись довольно быстро; лишь взошедший на престол после явной узурпации Акорис правил около 13 лет (393—380 гг. до н. э.). Вскоре после его смерти к власти в результате пе­реворота приходит основавший XXX династию (363—343 гг. до н. э.) уроженец соседнего с Мендесом г. Севеннита Нектанеб I (380—363 гг. до н. э.). При нем Египет успешно отразил попытку персидского вторжения в 373 г. до н. э., но в дальнейшем не рискнул полагаться только на собственные силы и вступил в союз с Афинами и Спартой. Воспользоваться благоприятной ситуацией и перейти при греческой поддержке в наступление против персов в Сирии и Палестине попытался фараон Тахос (363—361 гг. до н. э.), который по совету афинского военачальника Хабрия ввел чрезвычайные налоги и отчисления с хра­мовых доходов на военные нужды. Эта необходимая, но ущемлявшая интересы храмов и, вероятно, номовой знати мера вызвала, несмотря на военные успехи Тахоса, недовольство им, и в результате военного восстания, поддержанного спартанскими войсками во главе с царем Агесилаем, на египетский престол взошел племянник Тахоса Нектанеб II (361—343 гг. до н. э.).

На протяжении IV в. до н. э. большую роль в передаче царской власти в Египте играет войско, состоящее из номовых ополчений и выражающее интересы местных группировок знати. Несмотря на официальную столицу в Мемфисе, власть царей XXIX—XXX династий связана с теми номовыми центрами, из которых они проис­ходят — Мендесом и Севеннитом. В наибольшей степени чаяниям местной знати соответствовала политика Нектанеба II, после прихода к власти свернувшего мероприятия Тахоса и начавшего широкое храмовое строительство в номовых центрах. В итоге в 343 г. до н. э. Египет не смог сопротивляться очередному вторжению персов во главе с Артаксерксом Ш.

Античные авторы оставили крайне негативные сообщения о втором персидском владычестве в Египте (343—332 гг. до н. э.), в частности об убийствах священных животных и иных святотатствах Артаксеркса III. Видимо, их реальной основой были персидские конфискации в египетских храмах. Вместе с тем персы не смогли установить контроль над всем Египтом: бежавшему из Мемфиса на юг страны Нектанебу II удалось сохранять свою власть и подобие независимого египетского государства до смерти в 341 г. до н. э. Около 337— 335 гг. до н. э. борьбу с персами начинает некий Хаббаш, который принимает в Мемфисе титул фараона и держится у власти около двух лет. Однако новый персидский царь Дарий III сумел нанести поражение Хаббашу и вернуть Египет в состав державы Ахеменидов. Персидское владычество оканчивается лишь со вступлением в Египет в конце 332 г. до н. э. войск Александра Македонского, благожелательно встреченного местным населением и принявшего титул фараона. С этого момента Египет входит в культурно-исторические границы античного мира и вступает в новый, эллинистический этап своей истории.

Социально-экономическое развитие

Египта. В области экономики в I тысячелетии до н. э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы, которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки благодаря близости к источникам сырья: ассирийцы, кушиты, греки. В Египте пользовались, видимо, привозным сырьем и готовыми изделиями, но все же в VII—V вв. до н. э. египтяне освоили технику обработки железа и стали использовать его для изготовления орудий труда и оружия.

В ремесле в качестве ведущей отрасли развивалась обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. О высокоразвитой технике литья свидетельствует огромное количество бронзовых фигурок божеств, нередко с инкрустациями, которые буквально наводнили Египет и соседние страны. Сокровища из гробниц XXI и XXII династий в Танисе (маски мумий, ожерелья, пекторали, серьги, браслеты и другие украшения, изготовленные из золота, серебра и драгоценных камней) являются подтверждением значительного развития ювелирного дела.

Высокого уровня достигли ткачество и изготовление всевозможных изделий из фаянса. С проникновением в Египет греческих ремесленников развилось производство античной расписной керамики. Возник даже особый «навкратийский» стиль, в котором античные формы сосудов гармонично и оригинально сочетались с египетскими и эфиопскими сюжетами и орнаментацией. Возродилось производство совершенных по форме и фактуре алебастровых сосудов, которые пользовались большим спросом у персидской знати и отправлялись в Персию для нужд царского двора.

Хотя приток корабельной древесины уменьшился с потерей Египтом азиатских владений, тем не менее в Поздний период египтяне энергично совершенствовали и технику кораблестроения, и свои познания в мореходном деле и географии плаваний.

В период эфиопского и ассирийского господства велось фортификационное строительство, обнаруживающее высокую технику земляных работ. Его необходимость была продиктована для номовых властителей задачей защиты друг от друга, от кушитов и ассирийцев. В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Был восста­новлен Лабиринт. Украсились великолепными дворцами, храмами и усыпальницами столица династии Саис и древняя столица Мемфис.

В Поздний период более интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи стала даже земля. Широкое распространение получили денежные ссуды. В качестве единого эквивалента стоимости применяется серебро, которое в обращение поступает в виде слитков или кованых брусочков, нередко снабженных печатью того или иного храма, удостоверяющего чистоту металла. Помимо местных использовались также вавилонские весовые единицы: таланты, сикли. В саисский период получают хождение греческие монеты, а в персидское время — золотые и серебряные монеты персидской чеканки. Денежное обращение находится под контролем крупных храмовых сокровищниц: Мемфисской, Фиванской, Саисской, при этом постепенно Мемфисская становится центральной сокровищницей страны.

Внешняя торговля Египта достигает расцвета в саисский период. Восстанавливаются традиционные торговые связи с Финикией. Устанавливаются контакты Египта с Карфагеном, о чем свидетельствуют находки в святилищах и некрополях этого города египетских ремесленных изделий, статуэток богов, амулетов, скарабеев. Были восстановлены по Нилу торговые связи с областями Куша. Но наиболее выигрышным и перспективным было установление торговых связей Египта с греческими полисами. В районе Дельты оседают греческие наемники, торговцы и ремесленники. Главным местом концентрации греков в Египте становится Навкратис, через который велась торговля с островами Эгейского моря, Малой Азией и материковой Грецией.

Социальные отношения в Египте позднего времени свидетельствуют о том, что правящая верхушка общества — номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники — обогащается.

Свободное население — мелкие производители — попадают в сложные условия развития товарно- денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся земледельцы становятся арендаторами земли на жестких условиях: отдачи ее вла-

дельцу 1/4 или 1/3 части урожая. Трудные обстоятельства порождают субаренду, предполагающую дробление земли на еще более мелкие участки и отдачу их внаем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в долговую кабалу, часто вместе с семьями. Процветают такие источники рабства, как самопродажа на определенный срок (1 год, 5 лет) и «до бесконечности», «усыновление». Ссуда предполагает отдачу 100 % годовых, нарастание ежемесячной пени в случае задержки выплаты.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявлялась в наследственности профессий, традиционности правил поведения, обрядов.

Приток рабов-военнопленных в I тысячелетии до н. э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоевания.

Подобная социальная структура была чревата острыми социальными конфликтами. С целью их разрешения и ослабления правители Египта вынуждены были время от времени проводить радикальные реформы (Тефнахт, Бокхорис, Амасис).

Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского, периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизация титулов, языка, литературного стиля, канонов архитектуры и искусства. Периоды Древнего и Среднего царств представляются как «золотой век«, как политический идеал. Не случайно правители Саисской династии берут­ся, например, за реставрацию знаменитого Лабиринта, величайшего сооружения эпохи Среднего царства — символа единства Египта.

Из иноземных влияний особенно ощутимым для Египта становится греческое в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также с установлением прямых политических связей Египта с греческими государствами. Греческое искусство начинает воздействовать на египетскую скульптуру и рельеф. Греческая керамика наводняет Египет. Египтяне отправляют своих сыновей для обучения языку и наукам у греков-колонистов.

В свою очередь, греки восхищаются тысячелетней мудростью Египта, храмами, обелисками, пирамидами, причисляя выдающиеся сооружения к лику «чудес света», заимствуют египетскую лексику, приезжают в Египет учиться, наблюдать, перенимать полезные традиции и законы (легенды о путешествиях в Египет певцов и поэтов Орфея, Мусея, Гомера, зодчего Дедала, законодателей Ликурга и Солона). В вазовой росписи греков появляются африканские и египетские сюжеты: лотосы, пляшущие негры, изображения египетских божеств и символов. Греческий историк Геродот пытается одним из первых воссоздать египетскую историю по рассказам своих земляков и египетских жрецов, а также на основе своих впечатлений от путешествия по этой стране.

<< | >>
Источник: Под ред. Кузищина В.И.. История Древнего Востока. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, - 462 с.. 2003

Еще по теме 2. Борьба Саиса за объединение:

  1. Борьба за объединение Японии
  2. ЯПОНИЯ В XVI—XVII вв. Борьба за объединение страны.
  3. Глава 12. Борьба за объединение Италии.
  4. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ПОИСКИ ПУТЕЙ К ОБЪЕДИНЕНИЮ КИТАЯ
  5. Глава IV БОРЬБА ПРОТИВ ОРДЫНСКОГО ИГА. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
  6. 1. Распад Египта на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII—середина XXI в. до н. э.)
  7. Предпосылки объединения.
  8. 9.2. Предпринимательские объединения
  9. Прекращение деятельности и реорганизация объединений
  10. Образование хозяйственных объединений
  11. Объединение Италии
  12. Общественные и религиозные объединения (организации)
  13. Организация управления объединением
  14. Организационно-правовые формы объединений