<<
>>

2, АРХИТЕКТУРА

О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало. По некоторым изображениям и описаниям можпо пред­ставить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды. Со двора вход в дом был оформлен в виде колонного портика с на-

297

весом, из которого две-три двери вели в расположенные рядом комнаты.

Опорами для перекрытий служили легкие деревянные колонны с растительными капителями. Крыша могла быть плос­кой или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй зтаж, а с течением времени появляется и третий. Лестницы размещали снаружи дома. Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним. Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входи­ли через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат. Оштукатуренные стены домов, колонны, канители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.

Некоторое представление об архитектурной и социальной пла­нировке города можно получить по остаткам поселения у пира­миды Сепусерта II у современного города Эль-Лахун. Поселение окружено стеной. Вторая степа разделяет его внутри на две не­равные части. В меньшей части один к другому лепятся домиш­ки бедноты. В большей части были расположены царский дво­рец, жилища вельмож и дома средних размеров. Самые большие дома имели до 70 помещений различного назначения и занима­ли площадь 00 X 40 м, что равнялось площади 14 средних или 25 маленьких домов. Поселок был разделен пересекавшимися под прямым углом улицами и переулками, на которые выходили глухие стены домов и дворов. План большого дома можно в об­щем разделить на четыре части: хозяйские покои, женская по­ловина, жилища слуг и хозяйственная часть. Каждая часть груп­пируется вокруг своего двора, часто с колоннадой. Спальные и жилые комнаты выходят на север. Главный двор располагался в глубине дома. Из него через веранду с колоннами попадали в приемный зал. По сторонам помещались жилые комнаты — сто­ловая, хозяйские спальни с умывальными и уборными, комнаты для детей. Большие комнаты имели колонны. Основные черты планировки богатого дома-усадьбы сохраняются и в Новом цар­стве, что видно по раскопкам Телль-Амарны. Изнутри стены рас­писывали геометрическим и растительным орнаментом, раскра­шивали полы, потолки, колонны, иногда увенчанные нарядными растительными капителями.

Важный материал для суждения о египетской архитектурной планировке города дали также раскопки недолговечного Ахет- Атопа с его основными магистралями, вытянутыми вдоль Нила и пересекавшимися поперечными улицами. Но большие города, существовавшие веками, разрастались, включая постепенно двор­цы царей, дома зпати, простого населения, различные храмы, и не могли сохранить четкую планировку.

Представление о царских дворцах мы можем получить на­чиная с XVIII династии. Фиванский дворец Аменхетепа III, расположившийся на западном берегу Нила, занимал огромную площадь и состоял из просторных одноэтажных помещений, по­строенных в разное время. Личные покои царя включали прием­ный зал, пиршественный зал с троном, спальню, ванную и ту­алетную комнаты.

Аналогичные покои были построены для Тии. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские и дома ремесленников, а также большой зал, где справляли празд­ник «хеб-сед»[77]. Дворец был богато украшен росписями.

Более детальпо мы можем судить об амарнских дворцах. Прежде всего поражают их размеры. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца, выходившего на дорогу, равнялась почти 700 м. Комплекс зда­ний этого огромного дворца-усадьбы был вытянут по оси вдоль Нила. За главпым входом на северной стороне находился огром­ный двор, за которым располагались другие дворы и залы со ста­туями, колоннами и стелами с изображением почитания Атона царской семьей. Один из дворов был вымощен плитами с изо­бражением пленных врагов. За этим двором был глубокий ко- лопиый зал. Этот комплекс соединялся с жилым дворцом мостом, проходившим над дорогой. В центре моста было «окно явлений», в котором царь показывался своим подданным в определенных официальных случаях. В отличие от дворца Аменхетепа III, сло­женного из кирпича-сырца, дворец в Амарне частично построен из камня. В Амарне существовало несколько дворцов, н все они отличались необычайной пышпостью отделки. Стены были по­крыты сюжетными и орнаментальпыми росписями, отделаны цвет­ными поливными изразцами, полы, потолки и лестницы красоч­но расписаны, колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом.

Рамсес II и Рамсес III построили свои фиванские дворцы на территории заупокойных храмов. Храм и дворец планиро­вались вместе, и портик храмового двора стал портиком двор­ца. Оба дворца в основном повторяют традиционный план жи­лого дома.

Рамсес II построил себе новую пышную столицу в Дельте — Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»), упоминаемую и в Библии (см. лекцию 11). К сожалению, она не сохранилась, так как ее зда­ния были разобраны на позднейшие постройки, особенно для бо­лее поздней египетской столицы Таниса.

Гораздо лучше сохранились сооружения, посвященные за­упокойному культу, особенно царскому. Именно здесь прежде всего начал применяться камень, который уже в Древнем цар­стве стал употребляться в строительстве частных гробниц.

Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным материалом, была гробница-пирамида царя III .династии Джесера. Она была, построена смелым архитектором Имхетепом. Традиция представляет его не только строителем, но и мудрецом. Слава и память о нем дожили до персов и гре­ков, которые отождествляли его с богом врачевания Асклепием. Ему были посвящены многочисленные молельни в различных храмах страны. Пирамиду Джесера окружает большая группа культовых строений, назначение которых не всегда ясно. Саму пирамиду начали строить как мастабу [78], однако потом план изме­нили и гробницу начали наращивать по вертикали, так что в ре­зультате получилась ступенчатая пирамида с шестью уступами. Камепное строительство в то время только начинали осваивать, и формы, присущие этому материалу, еще не были найдены. Многие детали зданий комплекса Джесера воспроизводят в кам­не деревянные прототипы: каменные перекрытия сделаны в ви­де деревянных балок, пилястры повторяют пропорции деревян­ных кололо. Кое-где степы отделаны поливными изразцами, под- ражаюгцими плетению тростниковых циновок, которые висели в домах. Величественные каннелированпые стволы колонны свя­заны со стопой переборками, а в помещении, где колоппы стоя­ли свободно, они были попарно соединены стопками. Ступенча­тые пирамиды были началом строительства геометрически пра­вильных пирамид, ставших на многие века основной формой царского погребения. Таковы пирамиды Снефру и наиболее из­вестные пирамиды IV династии — Хеопса, Хефрена и Микерина. Ансамбли этих пирамид демонстрируют овладение архитектора­ми и строителями камнем и полное понимание его конструктив­ных и декоративных возможностей. Прямоугольные и круглые колонны ставятся свободно и песут тяжелые перекрытия, а раз­ные породы камня используются для украшения внутренних помещений принирамидных храмов. Эти храмы с V династии стали богато украшаться рельефами и колоннами с растительны­ми капителями. Планировка помещений определялась требова­ниями заупокойного культа. Стандартным типом частных гроб­ниц, которые располагались вокруг царской пирамиды, к IV ди­настии становятся прямоугольные мастабы. Если до этого времени они строились из кирпича-сырца, то теперь известняковые плиты становятся обычным материалом для частных гробниц. Кирпичные культовые помещения, которые сначала пристраива­лись снаружи, постепенно превращаются в довольно сложную се­рию комнат и коридоров. На их планировку и оформление ока­зывают влияние царские погребения, и постепенно частные лица начинают перенимать некоторые черты заупокойного царского культа. То же прослеживается и в скальных гробницах, высечен­ных в Гизе на местах больших каменоломен и в горах Верхнего Египта,

Вскоре скальные гробницы начинают использоваться и для царских погребений. Таково захоронение Ментухетепа III, перед гробницей которого, высеченной в скалах, строят большой зау­покойный храм. Этот храм отличается широким применением ко­лонн. Двухъярусные портики украшали здание, в центре кото­рого, возможно, стояла пирамида. Колоннада окружала внутрен­ний двор, в глубоком зале за ним колонны размещались в восемь рядов. Большую роль в оформлении храма играли деревья раз­ных пород, специально привезенные и посаженные внутри огра­ды. До нас дошел план этого сада, сделанный рукой древнего архитектора.

Прежняя форма царского погребения возрождается со време­ни XII династии. Но теперь пирамиды строят из кирпича-сырца и лишь облицовывают известняковыми плитами. Основное вни­мание перепосится па отделку заупокойных храмов. Прямоуголь­ные гробницы вельмож продолжают окружать царскую пирамиду, по независимая зпать, особенно помархи Среднего Египта, пред­почитает устраивать погребения в своих областях. Скальные гроб­ницы этих номархов имеют по нескольку помещений, многие пз них расчленены колоннами (причем боковые проходы делают­ся ниже среднего), потолок часто вырубается в виде свода. Вход в эти гробницы обычно оформляется портиками, и именно здесь впервые возникли колонны, легшие затем в основу греческого дорического ордера. Особый интерес представляют гробницы но­мархов 10-го нома, которые, повторяя в основных чертах древ­нюю планировку, имеют уже новый элемент архитектурного оформления — пилон, столь широко вошедший в архитектуру Нового царства: двойное башневидпое сооружение со слегка ско­шен пыми поверхностями.

С XVIII династии храм строился отдельно от гробницы, ко­торая высекалась скрытно в удаленных скалах. Главную роль в заупокойном царском комплексе начинают играть поминаль­ные храмы. Они, видимо, представляли собой прямоугольные со­оружения, вытянутые по оси, со входами в виде пилонов.

Особое место занимает храм Хатшепсут, созданием которого руководил сановник Сенмут, занимавший чрезвычайно высокие посты при ее дворе. Храм был ностроеп в виде двух террас с пор­тиками, украшенными статуями и рельефами. На террасы вели нарядные лестницы, а в середине второй террасы возвышалась крытая колоннада, образовывающая небольшой двор. Яркие рос­писи и пестрые орнаменты, различные сорта дерева, применен­ные для внутренней отделки, инкрустации бронзой, сердоликом и золотом, обилие колонн и статуй, деревья и пруды делали этот храм очень нарядным.

Традиции самостоятельных заупокойных храмов продолжает и XIX династия. Храм Рамсеса II (Рамессеум), построенный ар­хитектором Пеира, окружен кирпичной стеной, внутри которой располагались кладовые, хозяйственные постройки и жилища для целой армии жрецов и слуг. Вход был оформлен в виде двойного

пилона с рельефом, изображающим битву с хеттами. Из первого двора открывался вход во дворец и во второй храмовой колонный двор, из которого три двери вели в колонный зал с верхним ос­вещением. За ним шли меньшей величины колонный зал, куль­товые и хозяйственные помещения и святилища. План храма кажется сложным из-за многочисленности залов и комнат, но, в сущности, это каменная версия царского дворца с его прямоуголь­ной планировкой и последовательностью колонных приемного и тронного залов и личных покоев, где «обитал» дух умершего фа­раона. Гораздо лучше сохранился храм Рамсеса III в Мединет- Абу. Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами. От Нила к храму был про­рыт канал, подходивший к набережной с пристанью. Гробницы саисскнх царей Позднего царства располагались в городском храме.

Частные гробницы этого времепи порой отличаются большой величипой и своеобразием планировки. На земле обычно распо­лагались один-два двора, окружеппые стеной со входом-пилоном. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. Ту р па раз­ной глубине располагались колоппые залы, молельни, коридо­ры — ипогда больше 20 помещений.

Древнейшие городские святилища строили из дерева и трост­ника и окружали оградой. Храмы Среднего царства частичпо разрушились, частично были перестроены, а многие были разо­браны на более поздние сооружения. Храмы возводились пз кир­пича н камня. Симметрия в планировке, входы-пилопы, сады с прудами, граненые колонны, стелы с рельефами, часто тер­расы, иногда обелиски перед входом — важнейшие элементы их облика.

К Новому царству ведущая роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепепио складывает­ся тип городского храма: вытянутый в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовал колон­ный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд компат-молелен, библиотека н пр. Рядом располагались и хозяй­ственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как ви­дим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений. Это и понятно, поскольку храм мыслился как жилище бога, которому он был посвящен и который был пред­ставлен в нем культовой статуей. Статуи, пестро раскрашенные рельефы, золоченые обелиски, мачты с флагами делали облик храма нарядным и богатым. Дороги к ним часто окаймляли ряды сфинксов. Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона, так называемый карнакский, который строился и перестраивался веками на месте находившегося тут небольшого святилища Среднего царства. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны. С кар- накскпм комплексом, в который входили храмы ряда божеств, дорогами сфинксов был соединен луксорский храм, посвященный культу фиванской триады богов и выстроенный по описанному выше плану, с центральным залом с изящпыми колоннами в ви­де пучков папируса. В возведении этих храмов принимали уча­стие жившие в разное время и строившие не только в Фивах архитекторы Ипени, Хапусенеб, Аменхетеп, сын Хапу, братья Гори и Сути, Аменхетеп, строитель Луксора, и многие другие.

В период Нового царства получает распространение тип хра­ма-периптера: небольшое прямоугольное здание на каменном цоколе, окруженное колоннами.

Еще со Среднего царства появляются, а в Новом царстве по­лучают распространение пещерные храмы — вначале небольшие, похожие на скальную гробницу с портиком перед ней. При Рам­сесе II эти храмы вырастают до грандиозных размеров, со слож­ным планом, с гипостилями, молельнями, колоннами и статуя­ми, вырубленными внутри скалы. Вход в пещерный храм в Абу- Симбеле, высеченный в виде пилона, украшали четыре двадца­тиметровые статуи Рамсеса II, воплощавшие идею прославления мощи фараона.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 2, АРХИТЕКТУРА:

  1. Архитектура.
  2. Архитектура
  3. Архитектура.
  4. 5. Изобразительное искусство и архитектура
  5. Архитектура.
  6. Архитектура и изобразительное искусство.
  7. Интернационализация архитектуры бренда
  8. Архитектура. Скульптура.
  9. Архитектура.
  10. Архитектура и искусство.
  11. Архитектура.
  12. Архитектура и изобразительное искусство.
  13. Архитектура, скульптура, живопись
  14. Крепостная и дворцовая архитектура
  15. Архитектура.
  16. Архитектура.