<<
>>

АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ПЛЕМЕН В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

О переселении дорян сообщают античные авторы, использовавшие главным образом мифы и легенды о древних героях и отчасти данные топонимики. Само собой разумеется, мы должны очень осторожно поль-зоваться этими сведениями и подвергать их тщатель-ной критике.

Однако общее направление переселе-ния и его основные этапы сомнений не вызывают. Что касается датировки этих переселений, то древние ав-торы приурочивали их к окончанию Троянской войны. «Даже и после Троянской войны,— замечает Фу- кидид,— в Элладе все еще происходили перемеще-ния жителей и новые заселения, так что страна не знала покоя и потому не преуспевала» (^12, 1). Античная традиция сохранила отчетливое воспомина-ние о переселении фессалийцев из Эпира в область, которая получила от них свое название (Геродот, VII, 176; Фукидид, I, 123). Затем вытесненные ими бео- тяне вторглись в Кадмейскую землю, овладели ею и, в свою очередь, назвали Беотией.

Все эти события, по вычислениям Фукидида, произошли через 60 лет после падения Илиона, т.

е., при-нимая во внимание традиционную дату Троянской войны (1194—1184 гг. до н. э.) , уже в конце XII в. до н. э.

Тогда же, по данным античной традиции, начинается еще более грандиозное движение — пересе-ления дорян. Фукидид датирует захват дорянами Пе-лопоннеса 80-м годом после падения Илиона, то есть 1104-м годом. Исократ и Эфор дают более по-зднюю дату — 1069 г. В обоих случаях эти тради-ционные даты следует рассматривать лишь как весьма приблизительные хронологические вехи. Суще-ствуют упоминавшиеся выше веские основания думать, что переселение дорян на самом деле приходится на конец XIII в. По-видимому, оно было связано с вышеупомянутыми передвижениями фесса- лийцев и беотян.

Античная традиция объясняет эти массовые пе-реселения борьбой могущественных героев, предъ-являющих свои наследственные права на те или иные якобы ранее им принадлежавшие земли.

В частности, предания о нашествии дорян на Пелопоннес тесно переплетались с рассказами о так называемом возвращении Гераклидов, в которых повествуется о том, как Геракл боролся за обладание Пелопонне-сом и как его потомки Гераклиды стали во главе вторгшейся в Пелопоннес группировки греческих племен — дорян. Социальная подоплека этих мифо-логических повествований вполне ясна. Басилеи Аргоса, Спарты и Мессении стремились поднять свой авторитет и обосновать свои права на захва-ченные территории ссылкой на права своих боже-ственных предков. И вот была создана сложная и искусственная генеалогия, возводящая царский род к обоготворенному Гераклу, о подвигах которого сложено было столько мифов. Характерно, что ан-тичная традиция проводит строгое различие между дорянами и Гераклидами. Геракл выступает как ахей-ский герой из рода Персея. Он вступает в союз с Эгимием, сыном Дора, родоначальником дорийских племен, и получает от него третью часть царства. Сын Геракла Гилл, изгнанный после смерти своего отца из Пелопоннеса, удаляется на север к дорянам и делит власть с сыновьями Эгимия — Памфилом и Диманом. Потомки Гилла получают название гил- леев, а два других дорийских племени — диманы и памфилы — оказываются названными в честь своих предков, сыновей Эгимия.

Этими искусственными генеалогиями дорийские вожди стремились во что бы то ни стало доказать свое ахейское происхождение. Даже много столетий спустя, когда дорийское переселение стало делом да-лекого, легендарного прошлого, спартанский царь Клеомен I гордо заявляет афинской жрице: «Не до- рянин я, но ахеец» (Геродот, V, 72). Конечно, вполне возможно, что доряне принимали в свою среду не-которые ахейские роды. Даже само название племени памфилов интерпретируется некоторыми ис-следователями как «люди всех племен». Но интерес-но то, что именно басилеи стремились возводить свой род не к завоевателям, а к побежденным племенам. В этом, может быть, сказались воспоминания о более высокой ахейской культуре микенского времени.

Миф о Гераклидах, заявляющих свои права на наследие предков — Геракла и Персея, — казался боль-шинству греческих авторов вполне убедительным объяснением вторжения дорян в Пелопоннес.

Только Фукидид стремился вскрыть более глубокие и реальные причини этого события. Он пишет, что до Троянской войны, а также долгое время и после раз-

рушения Трои в Элладе не было прочной оседлости. «По-видимому, страна, именуемая ныне Элладою, прочно заселена не с давних пор. Раньше происхо-дили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо другим, всякий раз более многочисленным народом» (I, 2, 1). Эти столкновения между племенами Фукидид объясняет чисто экономическими причинами. «Стремление к наживе вело к тому, что более слабые находились в рабстве у более сильных, тогда как более могуще-ственные, опираясь на свои богатства, подчиняли себе меньшие города» (I, 8, 3). Однако Фукидид отмечает и другие случаи, когда области, более развитые в экономическом отношении, подвергались напа-дениям своих более отсталых соседей. «Если, бла-годаря плодородию почвы,— пишет он,— могущество некоторых племен и возрастало, то, порождая внутренние распри, ведшие их к гибели, оно вместе с тем еще скорее вызывало посягательство на себя со стороны иноплеменников» (I, 2, 4).

Таким образом, Фукидид подметил неравномерность социально-экономического развития различных частей Греции и обратил внимание на то, что социальная борьба («внутренние распри») в недрах более развитого общества облегчала вторжение более отсталых племен.

ВОПРОС О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ПОСЕЛЕНИИ ДОРЯН

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ПЛЕМЕН В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.:

  1. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕН В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  2. 5. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ «ЗАРЕЧНЫХ ПЛЕМЕН» И «НАРОДОВ МОРЯ»
  3. Испания в последней трети XVII в.
  4. Внешняя политика Китая в последней трети XIX в.
  5. Восток и мир накануне третьего тысячелетия: наследие, традиции и перспективы
  6. Б. А. ЧАГИН. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИОЧЕРКИ ИСТОРИИ НЕМАРКСИСТСКОЙ социологии ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА, 1978
  7. Расселение ираноязычных племен.
  8. НАПРАВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДОРИЙСКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
  9. ТЕМА 3 Великое переселение народов. Романо-варварские королевства Византия У1-У11вв
  10. Расселение афганских племен