Управление банком как своего рода искусство
Менеджмент депозитного учреждения в наши дни существенно сложнее, чем он был 20 лет назад. Во-первых, существует неясность относительно степени вмешательства государства: за последние 10 лет четко прослеживается тенденция к снижению степени государственного вмешательства в дела финансовых учреждений, но, с другой стороны, буквально в последние годы появились предпосылки к усилению контроля со стороны государства, вызванные ростом числа банкротств финансовых учреждений (эта тема будет рассматриваться в главах 10, 11 и 12). К тому же клиенты депозитных учреждений — домашние хозяйства и фирмы в роли как заемщиков, так и вкладчиков — стали более требовательны и разборчивы.
Их поведение прямо зависит от уровня процентной ставки, и они используют разнообразные приемы для минимизации ставки процента при получении ссуд и максимизации дохода от вкладов в депозитные учреждения (напомним, что депозитные учреждения получают прибыль за счет разницы в процентных ставках по ссудам и депозитам). Как уже отмечалось в главе 5, в последнее время финансовые инновации привели к появлению большего количества разнообразных долговых инструментов, к тому же рынок подобных услуг становится международным.Все эти сдвиги во внешней среде создали такие условия, в которых банки (мы будем часто использовать слово «банк» вместо понятия «депозитное учреждение») вынужденно сталкиваются с усилением конкуренции и вместе с тем с расширением возможностей, появлением большей свободы выбора.
Банкам приходится решать, в какой инвестиционной области им работать, а также предоставлять ли им услуги клиентам «бесплатно» или же брать с клиентов плату за каждую услугу напрямую, явно. Банки также стоят перед выбором между широким спектром инвестиций, но с подобной свободой выбора приходит и большая ответственность за принятое решение: чем больше альтернатив, тем легче ошибиться. Глобализация сферы финансовых услуг предоставляет все новые возможности для варьирования составом активов и пассивов. Главный же вопрос, на который должен ответить банкир, — стараться ли ему создать универсальный банк, который занимается любыми видами операции, иЛи найти для своего банка небольшую, но очень прибыльную нишу на рынке финансовых услуг.В процессе изучения этой главы помните, что банки — организации коммерческие: они авансируют капитал и оказывают платные услуги; их главная цель — получение прибыли. В качестве финансовых посредников они создают краткосрочные высоколиквидные пассивы в виде текущих счетов и срочных депозитов и «продают» эти пассивы вкладчикам. Полученные от этой продажи средства используются ими для покупки долгосрочных и менее ликвидных активов (типа облигаций, закладных, потребительских ссуд и т. д.) на финансовом рынке.
Экономисты пришли к выводу, что для упрощения анализа поведения банков достаточно придерживаться предположения, что управляющие банками стараются максимизировать доходы своих акционеров. В действительности операции управляющих банками по оказанию финансовых услуг связаны как с риском, так и с возможностью получения доходов акционерами. В данной ситуации полезно прибегнуть к уравнению, которое мы использовали в главе 7 для описания процесса максимизации стоимости активов. Применяя метод дисконтирования стоимости облигаций, можно предположить, что банк создает прибыль (разницу между процентами, полученными от должников, и процентами, выплаченными вкладчикам) в течение определенного времени, а затем дисконтирует (уменьшает) будущую прибыль, используя соответствующую ставку дисконта.
Отметим, что уровень доходности пропорционален уровню риска, т. е. банкир должен выбирать между высокодоходным, но рискованным портфелем активов и пассивов и безрисковым, но малодоходным портфелем.
В этой главе мы проследим эволюцию теории банковского менеджмента. В конце главы рассмотрим последние веяния в области банковского менеджмента и функционирования банковской отрасли.
Еще по теме Управление банком как своего рода искусство:
- 7.2.Организационные основы управления банком
- 12. Органы управления Банком России
- Система антикризисного управления коммерческим банком
- 6.5. Искусство как форма духовной культуры
- 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
- § 3.3. Частный случай процентного коридора: управление банковской ликвидностью Резервным банком Новой Зеландии
- § 1. Политика как наука и искусство
- Древнекитайские стратагемы как искусство мыслить моделями
- Имидж как искусство в розничной торговле
- Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
- 29. Как развивалась литературы и искусства в эпоху развитого Средневековья?