<<
>>

НА ЗАРЕ ОБЩЕСТВА

На протяжении всей истории человечества новые идеи, нововведения и новаторское использование новых технологий трансформировали и преобразовывали общества, в которых жили наши предки.
Давайте рассмотрим несколько ключевых примеров.

Что-то реально начало меняться 12 000—10 000 лет назад (около 10 000—8000 лет до н. э.), когда группы охотников-собирателей впервые занялись выпасом и разведением скота, а также растениеводством. На протяжении многих тысячелетий человеческие существа охотились на диких животных и собирали плоды и семена, произраставшие в природе естественным образом. В тех районах, где изобиловали зерновые культуры, в особенности в районе Юго- Западной Азии, известном как Плодородная Дуга (включавшая части Ирана, Ирака, Турции и Сирии), были изобретены новые орудия, помогавшие при сборе и переработке дикорастущих растений: кремневые серпы, плетеные корзины, каменные ступы и пестики, глиняные сосуды для сбора и хранения зерновых и многое другое. Орудия труда совершенствовались, и со временем стало возможным фермерство и производство продуктов питания.

Примерно в это же время началось одомашнивание животных, особенно собак, овец, коз, свиней и коров.

Как и растениеводство, методы выращивания и содержания животных в неволе совершенствовались с течением времени. Мало-помалу люди стали все больше получать продукты именно таким способом и все меньше полагаться на охоту и собирательство. Когда сообщества приспособились к новым методам и технологиям, охота и собирательство как способы поддержания жизни перестали существовать.

Окультуривание растений и приручение животных, начавшееся 10 000 лет назад, привело к первой великой трансформации в человеческом обществе. Земледелие и скотоводство открыли совершенно новую эру человеческой цивилизации — процесс, который антропологи именуют как «рост степени социальной сложности».

Это очень подходящая фраза, потому что именно так все и происходило — социальная жизнь становилась все более сложной. На протяжении десятков тысячелетий человеческие сообщества были небольшими, преимущественно кочующими группами, включающими в себя от тридцати до пятидесяти человек. Группы объединялись на основе тесного родства и зависели от взаимного сотрудничества и ритуализованного обмена товарами. В общем не было ни классов, ни правителей, ни вождей, ни президентов. Но оседлый образ жизни, явившийся результатом фермерства и одомашнивания животных, положил всему этому конец.

Наиболее значительным изменением, порожденным этим процессом, стал постоянный рост населения, совпавший с переходом наших предков к земледелию и скотоводству. На протяжении нескольких последующих тысячелетий более многочисленные сообщества людей стали проживать совместно, образуя города и деревни. В некоторых случаях, как это было в сообществе Катал Хаюк на территории современной Турции, насчитывавшем почти 6000 человек, новые поселения образовывались в виде небольших городков с глинобитными домами. Общества становились все более централизованными, в них появлялись вожди, предводители и правящий класс, обретавший власть над всеми остальными. Возникло экономическое неравенство — одни люди имели больше, другие — меньше.

Другое новшество этой уникальной эры в истории человечества (5000—3000 лет до н.э.) заключалось в разделении и развитии ремесел. Например, отдельные люди стали специалистами по обработке дерева, по производству гончарных изделий или по плавке и литью меди. Потребность в более удобной перевозке собранного урожая и других товаров привела к изобретению колеса (которое первоначально делалось из трех кусков дерева), а для ведения учета и счетов при сделках стала необходима письменность. Открытие новых торговых путей привело к росту сообщений и позволило распространить нововведения по всей Европе и Азии.

<< | >>
Источник: Кой Бэафут. Революция Quixtar: Новые высокотехнологичные возможности бизнеса. 2003

Еще по теме НА ЗАРЕ ОБЩЕСТВА:

  1. 1. Месопотамия на заре цивилизации
  2. 37. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО
  3. 41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
  4. Глава 4 Исторические ступени общества 4.1. Типология обществ
  5. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  6. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  7. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  8. Присоединение акционерного общества (акционерных обществ)
  9. Проверка расчетов с дочерними обществами, по совмест­ной деятельности. Проверка расчетов с дочерними обществами
  10. Зависимое общество
  11. Дочерние и зависимые общества
  12. Акционерное общество
  13. Учреждение общества.
  14. Общество с дополнительной ответственностью